Методическое пособие «Методика и технология работы социального педагога в схемах и таблицах»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

этого необходимо держать связь с опекунами, биологическими родителями, через свидания с ними, переписку и т.д.


Глава 4. Работа социального педагога с детьми – инвалидами

4.1. Особенности работы социального педагога с детьми инвалидами и их семьями

Семьи, имеющие детей с нарушениями физического или психического развития, представляют одну из наиболее уязвимых групп населения.

Социальная поддержка таких семей – это решение целого комплекса проблем, связанных с помощью ребенку: с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Успешность решения этих проблем связанна с целенаправленной социально-педагогической работой, которая включает в себя широкий спектр долгосрочных мер помощи семье комплексного характера – медицинского, правового, психолого-педагогического, экономического. (Схема 1)

Расширение этих мер направлено на:

- расширение контактов семьи, преодоление изоляции, включение ее в общественную жизнь;

- предоставление информации о специфических потребностях и перспективах развития ребенка, содействие в организации комплексной диагностики и раннего начала образовательного процесса;

- предоставление информации о социальных институтах помощи, содействие специалистам и абилитационного маршрута на основе индивидуальной программы развития ребенка;

-   налаживание семейного микроклимата;

-   организация психологической поддержки родителей;

- организация правовой поддержки семьи: информация, защита законных прав и интересов;

Система социально-педагогической помощи должна быть направлена не на подмену семьи, а на развитие ее собственных ресурсов и инициативы. Во многом это зависит от типа внутрисемейных отношений и стиля семейного воспитания, которые можно дифференцировать на четыре группы:

Первая группа – родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный стиль воспитания – гиперопека, когда ребенок является центром жизнедеятельности семьи. У матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. Такой стиль  семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижения самооценки ребенка.

Вторая группа  характеризуется стилем холодного общения – гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу. Такой стиль ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно – психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.

Третья группа характеризуется стилем сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений, как в семье, так и в не дома.

Четвертая группа имеет репрессивный стиль семейного общения, который характерен родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Это проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, жестких предписаниях, невыполнение которых карается. При таком стиле воспитания у детей отмечается повышенная возбудимость, что еще больше осложняет их физическое и психическое состояние.

Как правило, семьи имеющие детей – инвалидов имеют очень много общих проблем и одна из них занимает первое место  – это материальное положение, что связанно с тем. Что один из родителей вынужден оставить работу т.к. необходим постоянный уход за ребенком.

На втором месте находятся проблемы обучения и реабилитации ребенка средствами образования. (Схема 2)

Большинство детей обучаются в специализированных образовательных учреждениях интернатного типа. В результате происходит отчуждение семьи от активного процесса воспитания, что сказывается на изолированности семьи от нужд и проблем ребенка. Дети же с тяжелой степенью инвалидности вообще находятся за пределами образовательного процесса и направляются в интернаты социального обеспечения.

Сегодня одна из наиболее распространенных форм обучения детей

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
218 Kb
Скачали:
0