этого необходимо держать связь с опекунами, биологическими родителями, через свидания с ними, переписку и т.д.
Глава 4. Работа социального педагога с детьми – инвалидами
4.1. Особенности работы социального педагога с детьми инвалидами и их семьями
Семьи, имеющие детей с нарушениями физического или психического развития, представляют одну из наиболее уязвимых групп населения.
Социальная поддержка таких семей – это решение целого комплекса проблем, связанных с помощью ребенку: с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
Успешность решения этих проблем связанна с целенаправленной социально-педагогической работой, которая включает в себя широкий спектр долгосрочных мер помощи семье комплексного характера – медицинского, правового, психолого-педагогического, экономического. (Схема 1)
Расширение этих мер направлено на:
- расширение контактов семьи, преодоление изоляции, включение ее в общественную жизнь;
- предоставление информации о специфических потребностях и перспективах развития ребенка, содействие в организации комплексной диагностики и раннего начала образовательного процесса;
- предоставление информации о социальных институтах помощи, содействие специалистам и абилитационного маршрута на основе индивидуальной программы развития ребенка;
- налаживание семейного микроклимата;
- организация психологической поддержки родителей;
- организация правовой поддержки семьи: информация, защита законных прав и интересов;
Система социально-педагогической помощи должна быть направлена не на подмену семьи, а на развитие ее собственных ресурсов и инициативы. Во многом это зависит от типа внутрисемейных отношений и стиля семейного воспитания, которые можно дифференцировать на четыре группы:
Первая группа – родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный стиль воспитания – гиперопека, когда ребенок является центром жизнедеятельности семьи. У матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижения самооценки ребенка.
Вторая группа характеризуется стилем холодного общения – гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу. Такой стиль ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно – психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.
Третья группа характеризуется стилем сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений, как в семье, так и в не дома.
Четвертая группа имеет репрессивный стиль семейного общения, который характерен родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Это проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, жестких предписаниях, невыполнение которых карается. При таком стиле воспитания у детей отмечается повышенная возбудимость, что еще больше осложняет их физическое и психическое состояние.
Как правило, семьи имеющие детей – инвалидов имеют очень много общих проблем и одна из них занимает первое место – это материальное положение, что связанно с тем. Что один из родителей вынужден оставить работу т.к. необходим постоянный уход за ребенком.
На втором месте находятся проблемы обучения и реабилитации ребенка средствами образования. (Схема 2)
Большинство детей обучаются в специализированных образовательных учреждениях интернатного типа. В результате происходит отчуждение семьи от активного процесса воспитания, что сказывается на изолированности семьи от нужд и проблем ребенка. Дети же с тяжелой степенью инвалидности вообще находятся за пределами образовательного процесса и направляются в интернаты социального обеспечения.
Сегодня одна из наиболее распространенных форм обучения детей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.