Рабочая программа дисциплины «Культура общения» для специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение», страница 4

Основные умения - снимать барьеры слушающего и говорящего.

Самостоятельная работа - опорный конспект.

Семинарское занятие

1.  Коммуникация барьеров;

2.  Виды барьеров;

3.  Уровни барьеров;

4.  Способы преодоления;

5.  Приемы присоединения и ведения;

6. Виды активного слушания.

Раздел 4. Межличностное восприятие

Тема 4.1. Перцептивная сторона общения

Механизм межличностного контакта. Мотивы. Механизмы взаимопонимания. Типы характеров. Предубеждения. Социальные роли и межролевые конфликты. Черты личности.

Основные понятия - мотивы, личностная индентификация, комфортной, гипертимный, эмоционально-лабильный, истерический, аффективно застойный, межгрупповая дискриминация, атрибуция.

Основные знания - механизмы межличностного контакта, типы характеров и их влияние в процессе общения, мотивы поведения.

Основные умения - применять позитивную критику, включаться в общее взаимодействие, уметь обращать недостаток другого человека в достоинства, обладать сенсорной культурой, уметь эмпатировать и рефлексировать.

Тема 4.2. Интерактивная сторона общения

Виды взаимодействия. Атмосфера. Индивид. Особенности личности, эмоциональное переживание. Конфликт и ошибки восприятия. Конфликтные ситуации. Отношения к конфликту. Пути ликвидации конфликта.

Основные понятия - кооперация и конкуренция, эффективные и неэффективные способы поведения, «эффект Пигмалиона», флегматион, холерики, меланхолики, сангвиники. Поощрение, наказание, критика, объективизация конфликта, авансирование похвалой.

Основные знания - виды взаимодействия, индивидуальные особенности личности, факторы высокой эффективности воспитания и обучения, ошибки в общении приводящие к конфликту, ошибки в восприятии оппонента.

Основные умения - применять методы наказания и поощрения в взаимодействии с другим человеком, применять эффективные способы взаимодействия.

Самостоятельная работа - опорный конспект.

Тема 4.3. Человек как объект восприятия

Личностное восприятие. Знаки внешности (крючки). Сознательный стереотип. Факторы первичности и новизны. Эффект профессии. Ошибки-атрибуты, модель Хайдера, модель Келли.

Основные понятия - впечатление, эффект ареала, факторы превосходства, статус «крючки», стереотипный, национальный, профессиональный, религиозный, астрологический.

Основные знания - эффекты самоподачи, ошибки-атрибуты, социальные стереотипы.

Основные умения - запускать схемы восприятия через факторы, создавать целостный образ через самоподачу.

Самостоятельная работа - опорный конспект

Тема 4.4. Манипуляция. Причины и предпосылки

Манипуляция как вид психического воздействия. Характеристики манипуляций. Причины манипуляций. Виды манипуляций.

Тема 4.5. Механизмы манипулятивного воздействия

Категории монипулятивного воздействия. Виды и процессы манипулятивного воздействия.

Тема 4.6. Мотивационное обеспечение манипуляций

Диструктивность манипуляций. Положительное и отрицательное в манипуляциях. Актуализация мотивов.

Тема 4.7. Защита от манипуляций

Психологическая защита. Предмет психологической защиты. Средства психологической защиты. Виды психологической защиты. Базовые защитные установки. Защита психологических процессов. Распознание манипуляций.

Основные понятия - скрытое воздействие, информационное оформление, коммуникативный саботаж, ложная аналогия, перцептивные марионетки, конвенциональные работы, «живые орудия», «духовное колыхание», диструктивность, манипулятивная угроза и граница.

Основные знания - манипулятивное роли, причины манипуляций, виды манипуляций, мотивы манипуляций, виды защиты от манипуляций

Основные умения - распознавать манипуляции, употреблять средства защиты от манипуляции.

Самостоятельная работа - опорный конспект.

Темы для семинара

1.  Перцептивная сторона общения.

2.  Интерактивная сторона общения

3.  Манипуляция: причины.

4.  Манипуляция: механизмы.

5.  Манипуляция и мотивы.

6.  Защиты от манипуляций.

4. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Глен Вилсон, Крис Макклафин. Путь к успеху. – СПб: «Питер», 2001. – 224 с.

2.  Горянина В.А. Психологическое общение. Учебное пособие. – М.: «Академия», 2002. – 416 с.

3.  Питер Томсон Самоучитель общения. – СПб: «Питер», 2002. – 256 с.

4.  Сергачева В. Азы общения. Стратегия и тактика. – Издательство СПб: Питер. –2002. – 224 с.

5.  Станкин М.И. Психологическое общение. Курс лекций. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1996. – 296 с.

6.  Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997. – 736 с.