Основные умения - снимать барьеры слушающего и говорящего.
Самостоятельная работа - опорный конспект.
Семинарское занятие
1. Коммуникация барьеров;
2. Виды барьеров;
3. Уровни барьеров;
4. Способы преодоления;
5. Приемы присоединения и ведения;
6. Виды активного слушания.
Раздел 4. Межличностное восприятие
Тема 4.1. Перцептивная сторона общения
Механизм межличностного контакта. Мотивы. Механизмы взаимопонимания. Типы характеров. Предубеждения. Социальные роли и межролевые конфликты. Черты личности.
Основные понятия - мотивы, личностная индентификация, комфортной, гипертимный, эмоционально-лабильный, истерический, аффективно застойный, межгрупповая дискриминация, атрибуция.
Основные знания - механизмы межличностного контакта, типы характеров и их влияние в процессе общения, мотивы поведения.
Основные умения - применять позитивную критику, включаться в общее взаимодействие, уметь обращать недостаток другого человека в достоинства, обладать сенсорной культурой, уметь эмпатировать и рефлексировать.
Тема 4.2. Интерактивная сторона общения
Виды взаимодействия. Атмосфера. Индивид. Особенности личности, эмоциональное переживание. Конфликт и ошибки восприятия. Конфликтные ситуации. Отношения к конфликту. Пути ликвидации конфликта.
Основные понятия - кооперация и конкуренция, эффективные и неэффективные способы поведения, «эффект Пигмалиона», флегматион, холерики, меланхолики, сангвиники. Поощрение, наказание, критика, объективизация конфликта, авансирование похвалой.
Основные знания - виды взаимодействия, индивидуальные особенности личности, факторы высокой эффективности воспитания и обучения, ошибки в общении приводящие к конфликту, ошибки в восприятии оппонента.
Основные умения - применять методы наказания и поощрения в взаимодействии с другим человеком, применять эффективные способы взаимодействия.
Самостоятельная работа - опорный конспект.
Тема 4.3. Человек как объект восприятия
Личностное восприятие. Знаки внешности (крючки). Сознательный стереотип. Факторы первичности и новизны. Эффект профессии. Ошибки-атрибуты, модель Хайдера, модель Келли.
Основные понятия - впечатление, эффект ареала, факторы превосходства, статус «крючки», стереотипный, национальный, профессиональный, религиозный, астрологический.
Основные знания - эффекты самоподачи, ошибки-атрибуты, социальные стереотипы.
Основные умения - запускать схемы восприятия через факторы, создавать целостный образ через самоподачу.
Самостоятельная работа - опорный конспект
Тема 4.4. Манипуляция. Причины и предпосылки
Манипуляция как вид психического воздействия. Характеристики манипуляций. Причины манипуляций. Виды манипуляций.
Тема 4.5. Механизмы манипулятивного воздействия
Категории монипулятивного воздействия. Виды и процессы манипулятивного воздействия.
Тема 4.6. Мотивационное обеспечение манипуляций
Диструктивность манипуляций. Положительное и отрицательное в манипуляциях. Актуализация мотивов.
Тема 4.7. Защита от манипуляций
Психологическая защита. Предмет психологической защиты. Средства психологической защиты. Виды психологической защиты. Базовые защитные установки. Защита психологических процессов. Распознание манипуляций.
Основные понятия - скрытое воздействие, информационное оформление, коммуникативный саботаж, ложная аналогия, перцептивные марионетки, конвенциональные работы, «живые орудия», «духовное колыхание», диструктивность, манипулятивная угроза и граница.
Основные знания - манипулятивное роли, причины манипуляций, виды манипуляций, мотивы манипуляций, виды защиты от манипуляций
Основные умения - распознавать манипуляции, употреблять средства защиты от манипуляции.
Самостоятельная работа - опорный конспект.
Темы для семинара
1. Перцептивная сторона общения.
2. Интерактивная сторона общения
3. Манипуляция: причины.
4. Манипуляция: механизмы.
5. Манипуляция и мотивы.
6. Защиты от манипуляций.
4. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глен Вилсон, Крис Макклафин. Путь к успеху. – СПб: «Питер», 2001. – 224 с.
2. Горянина В.А. Психологическое общение. Учебное пособие. – М.: «Академия», 2002. – 416 с.
3. Питер Томсон Самоучитель общения. – СПб: «Питер», 2002. – 256 с.
4. Сергачева В. Азы общения. Стратегия и тактика. – Издательство СПб: Питер. –2002. – 224 с.
5. Станкин М.И. Психологическое общение. Курс лекций. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1996. – 296 с.
6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997. – 736 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.