Рабочая программа дисциплины «Культура общения» для специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение», страница 2


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Коммуникация как способ сбора и передачи информации

Тема 1.1. Функции, средства, структура общения.

Общение как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми. Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Процедура общения, её этапы. Коммуникативная компетентность. Стратегии, тактики, виды общения.

Основные понятия - «контакт масок», примитивное общение, формально-ролевое общение, деловое общение, духовное, межличностное общение, манипулятивное общение, светское общение Основные знания - средства общения, процедуру общения и ее этапы, стратегии общения, виды общения (вербальное, невербальное), кодекс светского общения, кодекс делового общения.

Основные умения - вырабатывать социально-психологические умения поддержать общение, завершить общение, прогнозировать реакцию партнера по общению, психологически настраиваться на общение.

Тема 1.2. Общение и речь. Невербальное общение

Основные речевые каналы. Невербальный канал. Язык как система знаков служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. Знаковая роль языка. Языковая структура. Средства невербальной коммуникации.

Основные понятия - семиотика (наука о звуковых системах), лингвистика (наука о естественном языке), семантика (наука о значениях), мимика, пантомимика, жесты.

Основные знания - структуру речевого общения, виды и группы жестов.

Основные умения - понимать популярные жесты, точно и правильно, выразительно и доступно строить фразы.

Практическая работа - упражнения на вербальные средства общения «Подарок», «Сообщение, «Наводка», «Передача чувств».

Тема 1.3. Фильтры «Я - слушанье» в общении

Фильтры «Я - слушанье», как способ существования отдельных частей личности (субличности), знаки внимания в общении: похвала, комплимент, поддержка.

Основные понятия - комплемент, похвала, поддержка, субличности: критик, саботажник, жертва, нападающий.

Основные знания - фильтры «Я - слушания» и их влияние на личность в целом, знаки внимания и их значение в процессе общения.

Основные умения - оказывать и принимать знаки внимания, разрешать конфликты между субличностями.

Практическая работа - упражнение «Круг субличностей», «Встреча с Саботажником», «Как оказывать и принимать знаки внимания».

Тема 1.4. Общение и эмоции

Эмоции как дифференцированный язык во взаимодействии человека и животных друг с другом. Качество эмоций. Оценивающие, сигнальные и побуждающие функции эмоций. Дезорганизующие функции эмоций. Эмоции и целостное отражение мироощущения.

Основные понятия - радость, интерес, тревога, страх, гнев, фрустрация, апатия, вина, обида, хроническая жалость к себе.

Основные знания - значимость эмоций в жизни и деятельности человека, эмоциональные состояние личности.

Практическая работа - упражнение «Продолжи искренне», «Отражение чувств», «Миролюбие».

Самостоятельная работа - опорный конспект Литература В.А. Горянина, стр. 41-48, Л.Д. Столяренко «Основы психологии»

Темы 1.5, 1.6. Стили общения. Продуктивные стили общения

Стили общения как необходимый компонент общения. «Стиль дирества» (Курт Левин). Характеристики стилей общения. Содержательная сторона стилей общения. Продуктивность стиля общения. Педагогические стили общения.

Основные понятия - стили общения: авторитарный, демократический, либеральный, прагматический, альтруистический, негативная и позитивная «Я-концепция» в общении.

Основные знания - критерии стилей К. Левина, их характеристик, содержательную сторону стилей общения, психокоррекцию стиля педагогического общения.

Основные умения - правильно выстроить стиль общения, уметь находить взаимосвязь между стилем общения и успехами в воспитании и развитии личности.

Студент должен получить навыки - продуктивного стиля общения.

Практическое занятие - технология овладения продуктивным стилем общения.

Самостоятельная работа - Питер Томсон «Самоучитель общения» С-Петербург, Питер, 2000. С. 6-26.

Семинарское занятие:

1.  Функции, средства, структура процесса общения.

2.  Социально-психологический тренинг общения.

3.  Средства общения.

4.  «Я - слушание», фильтры как способ существования отдельных частей личности.

5.  знаки внимания при общении.

6.  Продуктивные стили общения.

7.  Эмоции и общения

8.  Стили общения.

Раздел 2. Психологические аспекты в общении

Тема 2.1. Восприятие и познание людьми друг друга при общении

Эмпатия, рефлексия как способы восприятия и понимания людьми друг друга. Открытость, искренность общения без масок. Обратная связь в общении.