Рабочая программа дисциплины «Культура общения» для специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение», страница 3

Основные понятия - эмпатия, рефлексия, структурирование личности, «проецирование», эффект «ореола».

Основные знания - три уровня развития эмоционального отражения, логическую форму познания личностных особенностей, правила обратной связи.

Основные умения - проявлять эмпатию в процессе общения, рефлексировать, «снимать маску» в процессе общения.

Тема 2.2. Виды и техники слушанья

Техники слушанья, реакция слушателя. Трехтактная схема слушания: поддержка, уяснение, комментирование. Пассивное слушание. Активное слушание. Эмпатическое слушание.

Основные понятия - передача информации, понимание информации, пассивное и активное слушание, «Я - слушание», пауза.

Основные знания - содержательные уровни высказываний, приемы и реакция слушания, правила эмпатического слушания.

Основные умения - применять приемы активного слушания, применять приемы пассивного слушания, применять эмпатичекое слушание.

Практическое занятие - тест «Умеете ли вы слушать?». Упражнение «Испорченный телефон», «Обработка трехтактной схемы слушания», «Анализ вариантов эмпатического слушания».

Тема 2.3. Синтоническая модель общения

НЛП и синтоническая модель общения. Репродуктивные системы. Типы моделей: видуалист, аудиалист, кленестетик, компьютер: Сенсорная острота. Гибкость, конгруэнтность. Раппорт. Ресурсное состояние, пойнтеры в общении.

Основные понятия - НЛП, синтотическая модель общения, резепрезентативная система, сенсорная острота, конгруэнтность, раппорт, пойнтер.

Основные знания - основные умения общения, технику слушания по модели НЛП, сенсорные сигналы в процессе общения.

Основные умения - определять репрезинтативную систему собеседника, проводить калибровку собеседника, уметь определять конгруэтность, научится входить в ресурсное состояние, уметь задавать вопросы.

Практическое занятие - тест: «Ведущая репрезентативная система». Задания: «Определение системы модальностей собеседника», «Сенсорная  чувствительность».

Тема 2.4. Деловые дискуссии

Дискуссия как процесс продвижения и разрушения проблем. Психологические особенности ведения дискуссии. Психологические особенности публичных выступлений.

Основные понятия - дискуссия, конфронтация.

Основные знания - особенности ведения дискуссии, роль ведущего, сложные ситуации в ведении дискуссии.

Основные умения - ставить проблему при дискуссии, вступать в контакт с партнерами, понимать позиции партнеров.

Практическое занятие - Упражнения «Разовая структура процесса дискуссии», «Приметные позиции».

Самостоятельная работа - Питер Томсон «Самоучитель общения» С-Петербург «Питер», 2000. С. 28-52

Тема 2.5. Деловое общение

Психологические закономерности ведения деловой беседы. Психологические особенности ведения переговоров. Деловые совещание. Реагирование в конфликтных ситуациях.

Основные понятия - контакт «сверху», «снизу», «наравне», «Вы - подход», вопросы «закрытые», «открытые», «переломные», «риторические», фаза нейтрализации, самоанализ, «мягкий» и «жесткий», подход в общении.

Основные знания - структура деловой беседы, подготовка деловой беседы, начало беседы, методы снятия напряжения, стимулирования, прямого подхода, психологические особенности деловых совещаний и переговоров.

Основные умения - ставить цель беседы, использовать язык собеседника, учитывать уровень информационности собеседника, переходить от монолога к диалогу, наблюдать за реакциями собеседника.

Семинарское занятие

1.  Дать понятие эмпатия и рефлексия.

2.  Понятие репрезентативная система.

3.  Деловая беседа.

4.  Деловое общение.

Раздел 3. Эффективные навыки коммуникации

Тема 3.1. Приемы влияния на другого человека посредством общения

Значимость информации. Искажение информации. Коммуникативные барьеры: избегание, невнимание, авторитета. Виды барьеров: семантический, стилистический. Логический. Уровни барьеров: внешний и внутренний

Основные понятие - тезаурус, фонетика, семантика, стилистика, логика.

Основные знания - система входов информации в собеседника, виды барьеров, уровни непонимания.

Основные умения - защищаться от информации, влиять на мировоззрение и мироощущение человека, согласовывать свой тезаурус с тезаурусом собеседника.

Тема 3.2. Преодоление психологических барьеров: говорящего и слушающего

Способы и приемы преодоление барьеров говорящего. Группа приемов. Аргументация. Способы преодоления барьеров слушающего. Виды слушания. Четыре вида активного слушания. Приемы прислушивания и ведения.

Основные понятия - привлечение внимания, завлечения, нейтральные зоны.

Основные знания - способы и приемы преодоления барьеров говорящего, способы и приемы барьеров слушающего.