Занятия и непосредственно образовательная деятельность: сходство и различие

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Занятия и непосредственно образовательная деятельность: сходство и различие

Ключевые слова: совместная партнерская деятельность, учительская позиция, партнерская позиция, сетка занятий, перечень видов непосредственно образовательной деятельности, познавательно-исследовательская деятельность детей.

Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования нормируются культурно-исторический, личностный и деятельностный подходы к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Основы этих подходов заложены выдающимися отечественными психологами: Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, А.В. Петровским, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др.

Еще до выхода приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» педагоги и психологи, ученые и практики обращали внимание на то, что школьно-урочная форма занятий с детьми и учебная модель, при которой «инициатива и направление деятельности целиком принадлежат взрослому, не способствуют развитию дошкольников» (Н.А. Короткова и др.).

Аргументы в пользу того, что в до-Школьном возрасте основной формой взаимодействия взрослого с детьми в образовательном процессе должна быть совместная партнерская деятельность, а не прямое обучение можно найти в исследованиях онтогенеза общения, в частности проведенных М.И. Лисиной и ее сотрудниками. Эти исследования свидетельствуют о том, что дошкольный возраст связан с потребностью ребенка в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним (при этом ситуативно-деловое общение ребенка со взрослым к концу дошкольного возраста переходит во внеситуативно-познавательное с широким использованием речевых форм).

Несмотря на то, что психология прочно вошла в педагогическое пространство, педагогам, находящимся в ситуации перехода от культуры требований к культуре отношений, трудно отказаться от того, что наработано десятилетиями, тем более что школьный подход чрезвычайно живуч, представлен в современных отечественных и зарубежных программах.

В Федеральных государственных требованиях отражены современные методологические и психологические основания организации образовательного процесса в детском саду, суть которых сводится к отмене прямого обучения детей дошкольного возраста, т.е. к отмене учебных занятий, «...решение программных образовательных задач, - отмечается в документе, - [должно осуществляться] в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования».

Заданная норма вызывает много вопросов у педагогов-практиков. Эти вопросы касаются понятия «непосредственно образовательная деятельность», а также отличий организации непосредственно образовательной деятельности от ранее проводимых занятий.

Важно обратить внимание на то, чтонаправленность образовательного процесса, которая отчетливо проявляется в его целях, влияет на выбор форм работы с дошкольниками. Традиционно целью занятий в детском саду являлось обогащение знаний, умений и навыков. Данная цель определяла выбор методов и приемов работы с детьми, нередко они были игровыми. Однако в основе занятия все равно оставалась учебная модель, которая не предполагает партнерского взаимодействия.

В тексте Федеральных государственных требований не употребляется слово «занятие». О.А. Скоролупова и Н.В. Федина подчеркивают, что этот термин отсутствует в документе, чтобы «не спровоцировать понимание термина "образовательная деятельность в процессе организации детских видов деятельности" в качестве той самой учебной деятельности, основной формой которой и являлось в прежней дидактике специально организованное занятие».

Конечно, занятие в детском саду не отменяется, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело (совместная деятельность) взрослого и детей.

Таким образом, основное различие этих понятий заключается в различных позициях воспитателя по отношению к детям: на занятии взрослый занимает учительскую позицию и осуществляет прямое обучение ребенка; в условиях непосредственно образовательной деятельности - партнерскую позицию.

Сходство этих понятий заключается, прежде всего, в нормировании их организации по количеству в неделю и длительности в зависимости от возраста детей, которое задается положениями Санитарных правил и норм (СанПиН), что объясняется недопустимостью перегрузки ребенка как в форме занятий, так и в форме непосредственно образовательной деятельности.

Проводимые ранее занятия нормировались локальными актами детского сада: сеткой занятий, в которой определялось их общее количество в неделю, и расписанием занятий, в котором общее количество занятий распределялось по дням недели. Введение нового понятия - «непосредственно образовательная деятельность» - предполагает внесение изменений в название и содержание указанных локальных актов.

Дидактическая игра «Расшифруй сообщение».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка - детский сад № 39», г. Орел

Что должно появиться вместо сетки и расписания занятий с введением Федеральных государственных требований? Один из вариантов их замены , предложен авторами основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Место сетки занятий занял примерный перечень основных видов непосредственно организованнойдеятельности (заметим, что данная деятельность называется образовательной). На наш взгляд, найдена хорошая замена сетке и расписанию занятий, т.е. локальные акты детского сада могут называться: «перечень видов непосредственно образовательной деятельности» и «расписание видов непосредственно образовательной деятельности».

При этом необходимо понимать, что количество видов непосредственно образовательнойдеятельности может быть меньше количества видов детской деятельности. В обязательном порядке в перечень войдут: познавательно-исследовательская деятельность, двигательная деятельность, музыкально-художественная деятельность и продуктивная деятельность. Остальные виды детской деятельности, на наш взгляд, в перечень видов непосредственно образовательной деятельности могут иневходить. Трудовая деятельность не является непосредственно образовательной, она осуществляется в ходе режимных моментов и при подготовке к непосредственно образовательной деятельности. Игровая и коммуникативная деятельности естественным образом включаются в любую непосредственно образовательную деятельность, поэтому специально выделять их в перечне не имеет смысла. Если в режиме дня ежедневно отводится время для чтения художественной литературы, нет необходимости вносить в рамки перечня и данный вид деятельности.

«В аспекте формирования личности для каждого возрастного периода, - подчеркивает В.А. Петровский, - ведущим является не монополия конкретной (ведущей) деятельности... а деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой (или лицом)». Поэтому взаимоотношения ребенка и взрослого в рамках образовательного процесса должны строиться на основе сотрудничества и диалога, указанные типы взаимодействий наиболее продуктивны для личностного развития дошкольника.

Кроме того, то, что предлагает делать взрослый, ребенку должно быть нужно и интересно. Мотивация и осмысленность деятельности - залог ее развивающего эффекта. Задача педагога - сделать процесс приобретения ребенком знаний, в том числе в рамках непосредственно образовательной деятельности, мотивированным.

Анализ массовой практики показывает, что перестройка образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях идет медленно, с большими издержками. С одной стороны, ни структура, ни содержание ранее проводившихся занятий, ни позиция педагога по отношению к детям кардинально не меняются, с другой - чрезмерное использование игровых методов и приемов в работе с детьми снижает эффективность образовательного процесса. Непосредственно образовательная деятельность нередко приобретает все признаки досуговой деятельности.

Одной из насущных задач, стоящих перед образовательной практикой, является   включение познавательно-исследовательской деятельности детей в образовательный процесс дошкольного учреждения, в том числе в непосредственно образовательную деятельность, и организация освоения познавательных тем, предложенных авторами образовательных программ, с учетом культурно-исторического, личностного и деятельностного подходов.

Педагоги муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 103 "Родники"» г. Екатеринбурга активно осваивают современные формы работы с детьми, ищут оптимальные варианты решения задач ознакомления детей с окружающим миром с учетом современных методологических и психологических оснований организации образовательного процесса в детском саду. В приложении к статье представлен конспект непосредственно образовательной познавательно-исследовательской деятельности в группе среднего дошкольного возраста на тему «Создание магазина одежды».

Литература

1.  АсмоловГ.К. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

2.  КоротноваН.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. М.: Линка-Пресс, 2007.

3.  ПетровскийА.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 15-30.

4.  ПерелыгинаЛ.Н. Гуманистические особенности педагогического процесса в отечественной дошкольной педагогике начала XX века: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1996.

5.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральныхгосударственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета. 2010. 5 марта. Или: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/03/05/ obr-dok.html.

6.  СкоролуповаО.А., ФединаН.В. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2010. № 8. С. 6-15.

7.  ФельдштейнД.И. Психологические особенности развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985. № 6 С. 26-38.

Приложение

Конспектнепосредственнообразовательнойдеятельности «Созданиемагазинаодежды» (среднийдошкольныйвозраст)

Цель: формирование представлений детей о многообразии одежды, обеспечивающей жизнь и деятельность людей.

Задачи:

•  развивать интерес к предметному миру одежды, стремление к ее систематизации по выделенным признакам;

•  формировать навыки моделирования;

•  развивать активную речь детей в процессе анализа-рассуждения по поиску связей вещей и явлений; умение договариваться о совместных действиях;

•  воспитывать эстетическую потребность быть аккуратно и опрятно одетым в соответствии с социальной ролью.

Интеграцияобразовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество.

Демонстрационный материал: письмо в конверте; серия фотографий или иллюстраций семьи в составе: папа, мама, сын-школьник с ранцем за спиной, дочь-дошкольница с куклой в руках; занятия семьи зимними и летними видами спорта; семья за праздничным столом; картинки с изображением разнообразной одежды.

Раздаточныйматериал: картинки одежды: зимней, летней, мужской, венской, детской, спортивной, праздничной; картинка с рабочей одеждой (ватник); картинки с предметами ухода за одеждой (одежная щетка, нитки с иголкой, стиральный порошок); картинки с тканью или рулонами ткани;

картинки с игрушками; картинки с соком, бутербродами, пирожным; картинка с таблетками (лекарствами); схема магазина «Одежда» (лист ватмана А1); части схемы магазина «Одежда» (четыре листа ватмана размером A3); фломастеры, клей.

Активизация словаря: одежда, зимняя, летняя, мужская, женская, детская, праздничная, повседневная, спортивная, рубашка, брюки, куртка, платье, блузка, юбка, шорты, пальто.

Технологическаякартаорганизации непосредственнообразовательной деятельности

1.         Вводно-организационный этап: психологический настрой на деятельность, создание атмосферы заинтересованности.

Организациядетей: дети и воспитатель сидят за круглым столом или на стульчиках в кругу.

Содержание. Педагог сообщает детям, что в группу пришло письмо, кто хочет познакомиться с его содержанием, может располагаться вокруг стола или на стульчиках в кругу.

Комментарии. Дети, не расположенные в данный момент к совместной деятельности, занимаются своими делами, не мешая другим. Педагог никак не комментирует факт присоединения или неприсоединения детей.

2.  Мотивационно-побудительный этаппредстоящей деятельности: создание проблемной ситуации.

Организация детей: дети и воспитатель сидят за круглым столом или на стульчиках в кругу.

Содержание. Воспитатель предлагает вскрыть конверт и прочитать письмо: «Дорогие дети, наша семья недавно переехала в новую квартиру. В нашем районе еще мало магазинов, а магазин одежды только будет строиться. Нам хочется, чтобы в этом магазине можно было купить одежду для всех членов семьи, чтобы он был удобен для покупок. Мы хотели бы обратиться со своими предложениями к мэру города. Помогите нам спланировать такой магазин. С уважением, семья Ивановых».

Педагог выражает свою готовность помочь семье, интересуется у детей, хотят ли они участвовать в этом процессе.

Информационно-аналитический этап. Изучаем картинки из каталога одежды: определяем название и назначение каждого предметы одежды

3. Информационно-аналитическийэтап: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей ее решения; актуализация знаний, анализ имеющейся текстовой и визуальной информации.

Организациядетей: дети и воспитатель сидят за круглым столом или на стульчиках в кругу.

Содержание. Совместно обсуждается информация письма (О каком магазине пишет семья Ивановых? Каким он должен быть? Какая одежда в нем будет продаваться?).

Педагог предлагает рассмотреть фотографию семьи и высказать предположения о том, какие секции/отделы должны быть в магазине (дети передают фотографии друг другу, высказывают свое мнение). Все вместе приходят к выводу о необходимости отдела мужской, женской одежды, детской - для мальчика и для девочки. Семья увлекается зимними и летними видами спорта - необходим отдел спортивной одежды. И дети, и взрослые любят праздники. Можно ли на праздник пойти в повседневной одежде? Какая одежда должна быть для праздника? Нужно ли для нее создавать специальный отдел в магазине?

Педагог предлагает детям рассмотреть картинки из каталога одежды, назвать изображенные вещи и высказать свое мнение: для кого и для чего они предназначены.

Комментарии. Педагог не торопит детей, побуждает к анализу информации, содержащейся в письме. Рассматривается и анализируется каждая фраза, содержащаяся в тексте.

Иллюстративный материал рассматривается всеми детьми, фотографии семьи передаются из рук в руки. Воспитатель вместе с детьми обсуждает высказываемые идеи, предположения, предлагает свой вариант организации магазина, исходя из потребностей семьи Ивановых.

После окончания беседы фотографии семьи необходимо поместить в Удобное для обзора место.

4. Практическийэтап: реализация намеченного плана действий, практическое решение проблемной ситуации.

Организациядетей: дети располагаются за столами по два-три человека.

Содержание. Педагог предлагает детям разделиться на подгруппы по два-три человека для создания схем различных отделов одежды: мужская, женская, детская (для мальчиков и для девочек), спортивная и пр. Дети придумывают условные значки для обозначения отделов и рисуют их на своем листе ватмана - схеме проектируемого отдела, после чего заполняют его подходящими товарами - выбирают и наклеивают на лист ватмана картинки с соответствующими профилю отдела предметами одежды.

Педагог работает с каждой подгруппой, интересуется названием выбранной одежды, ее назначением, советует выбрать тот или иной предмет, если дети не учли всех потребностей членов семьи.

Взрослый обращает внимание дошкольников на ватник. Уместен ли он в магазине одежды? Дети высказывают свои мнения, выясняют, для чего он нужен, где продают рабочую одежду, как может называться такой отдел или магазин.

Педагог просит дошкольников рассмотреть оставшиеся картинки (одежную щетку, нитки, иголки, стиральный порошок). Для чего эти предметы нужны? Как они связаны с одеждой? Вместе с детьми делается вывод: одежду нужно стирать, чистить, штопать, чтобы она была чистой и опрятной; а значит, в магазине необходим еще один отдел, в котором будут продаваться предметы по уходу за одеждой.

Почему остались картинки с соком, бутербродами, пирожным, игрушками, таблетками (лекарствами)? Нужны ли они в магазине одежды? Где могут быть размещены, с какой целью? Дети приходят к выводу о возможности создания в магазине одежды кафе, места для отдыха детей, аптеки; придумывают соответствующие значки, приклеивают оставшиеся картинки.

Комментарии. Деление на команды происходит по желанию детей. Педагог находится рядом, перемещается от одной подгруппы к другой. Подгруппы детей располагаются в разных уголках групповой комнаты или за общим столом, работая над своей частью схемы.

Варианты символического обозначения отделов одежды могут быть предложены воспитателем или придуманы детьми.

В каждой подгруппе на столе должны остаться картинки типа: ватник, предметы ухода за одеждой (одежная щетка, нитки, иголки, стиральный порошок), таблетки (лекарства), игрушки, сок, бутерброды, пирожное. В каждой подгруппе педагог интересуется мнением детей об их уместности и необходимости в магазине одежды.

Заключительный этап. Подводим итоги: все ли пожеланиям и потребности семьи в одежде

Похожие материалы

Информация о работе