Организация проблемного обучения в детском саду
Ключевые слова: технология проблемного обучения, проблемная ситуация, технологическая карта, базовые и творческие пособия, утолки открытий.
В период реформирования системы образования актуальны требования, направленные на целостное развитие дошкольника как субъекта детской деятельности. Общеизвестно, что развитие ребенка осуществляется успешнее при условии его активного взаимодействия с окружающим миром. Реализация на практике этой идеи способствовала формированию своеобразной дидактической системы, которую назвали проблемным обучением. «Чтобы научить человека творить, - писал И.Я. Лернер, - есть только один путь - научить его творческим процедурам, т.е. тем структурам, которые и составляют сущность творческой деятельности». Систематически применяя прогрессивные методы активизации познавательной деятельности, можно способствовать развитию любознательности, способности к логическому мышлению, творческому воображению.
При проблемном типе обучения преодолевается не только присущая традиционным методам обучения пассивность, но и в значительной степени интеллектуализм этих методов: процесс усвоения перестает быть лишь интеллектуальным процессом, он становится процессом личностным, процессом формирования творческого мышления и познавательных интересов личности (A.M. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев и др.).
A.M. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта (ребенка), характеризующийся таким психическим состоянием субъекта при решении задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту не известных знаний или способов деятельности. Иначе говоря, проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать».
«Технологияпроблемногообучения, - отмечает ПК. Селевко, - это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют тому, чтобы обучающийся самостоятельно добывал знания и учился их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач. Данная технология не предполагает получение знаний в готовом виде, она способствует поддержанию познавательного интереса у дошкольников в течение всего занятия и как бы непроизвольно приводит их к "истине"».
Разрабатывая технологию проблемного обучения для работы с дошкольниками, мы ориентировались на требования, предъявляемые к педагогической технологии как таковой:
• технология разрабатывается под конкретный авторский замысел, в основе ее лежат психолого-педагогические идеи, ценностные ориентации установки автора;
• технологическая цепочка выстраивается в строгом соответствии с поставленной целью и должна гарантировать достижение определенного результата;
• функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и воспитанника;
• поэтапное и последовательное воплощение элементов деятельности должно быть воспроизводимо любым воспитателем; «творческое воплощение» опыта искажает конечный результат;
• технология сопровождается диагностическими процедурами и предполагает наличие диагностического инструментария (Г.К. Селевко).
Можно выделить три уровня технологии проблемного обучения в детском саду: концептуальный, содержательный, процедурный (технический).
Концептуальныйуровеньтехнологии проблемного обучения базируется на следующих концептуальных идеях.
1. Принцип проблемности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин и др.).
2. Процесс мышления происходит по одной и той же схеме у ребенка и у взрослого (Л.О. Путляева и др.).
3. Технология проблемного обучения максимально сближает процесс обучения с процессом мышления (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, Е.Л. Мельникова и др.).
4. Проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский).
5. Реализация личностно-ориен тированного подхода в обучении (Е.В Бондаревская, В.А. Петровский, В.В. Сериков, И.С Якиманская и др.).
Содержательныйуровеньтехнологии проблемного обучения определяет особенности образовательного процесса в детском саду. Ее применение помогает воспитателю развернуть перед ребенком палитру разнообразной детской деятельности. Проблемное обучение формирует особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность, самостоятельность, интерес к процессу познания, раскрывает творчески потенциал дошкольника.
Следует признать, что воплощении технологии проблемного обучения в детском саду наталкивается на определенные трудности. Во-первых, это трудности теоретические, связанные с инструментальной сложностью изучении внутренних механизмов усвоения и этапов реализации образовательной технологии, определяющей цели и содержание деятельности, во-вторых - практические, обусловленные трудностью осуществления этих норм в различных видах педагогической деятельности.
Педагог дошкольного образования при проблемном обучении выполняет функции организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность воспитанника, создает условия для и :-следования и экспериментирования.
При разработке и внедрении технологии проблемного обучения в практику работы детского сада мы постарались учесть целый ряд особенностей ее применения.
Проблемное построение непосредственно образовательной деятельное и требует ее специального структурирования и использования таких методов и приемов, которые оптимально способствуют созданию и разрешению проблемной ситуации.
Вместе с тем, В.А. Ситаров вслед за И.Я. Лернером отмечает: «...лишь немногие учащиеся могут видеть проблемные ситуации. Для того чтобы большинство учащихся могли видеть и решать проблемы, необходима система проблемных ситуаций <...>, включенных в ткань содержания образования и процесс обучения. Показателями системы проблемных ситуаций являются такие характеристики, как охват разных черт творческой деятельности, а также наличие различных степеней сложности. Что же касается содержания учебного материала, на котором должна строиться система проблем, то оно подчиняется главному содержательному принципу системы проблемных ситуаций, основанному на выделении в различных областях знаний "сквозных" или "аспектных" проблем».
Опираясь на вышесказанное, «структуру проблемного обучения можно схематически представить как системупроблемныхситуаций, каждая из которых включает в себя соответствующую задачу или вопрос, систему средств обучения и деятельность по преобразованию условий задачи и получению искомых результатов» (Г.К. Селевко).
Однако, если все научные знания мы будем осваивать с ребенком в ходе проблемных ситуаций, то такой путь познания будет неэкономичным, затратным, в том числе и по времени. Поэтому, согласно Г.К. Селевко, «...оптимальная структура материала - вариант сочетания традиционного изложения с включением в него проблемных ситуаций».
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, выбранная детским садом, позволяет успешно использовать технологию проблемного обучения практически во всех образовательных областях. Проблемное обучение имеет преимущество по сравнению с традиционным в формировании интегративных качеств детей дошкольного возраста, так как развивает способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования проблемное обучение формирует у выпускника детского сада универсальные предпосылки учебной деятельности и развивает способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Сущность технологии проблемного обучения, как любой другой технологии, заключается в четком следовании определенным этапам. Техническийуровень технологии представлен технологической картой, адаптированной к работе с дошкольниками и апробированной педагогами детского сада № 193 «Земляничка» автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Планета детства "Лада"» г. Тольятти (табл. на с. 54).
Технологическая карта основывается на пошаговом алгоритме решения проблемной ситуации. В ней четко определены деятельность воспитателя и деятельность ребенка на каждом из пяти этапов.
На первомэтапеможно использовать следующие приемы создания проблемных ситуаций:
• акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом (Мы знаем, что температура снега ниже 0. Почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза?);
• побуждение детей к сравнении: обобщению, выводам, сопоставлении фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов (Почему у птиц клювы разной формы? Можно ли хвоинку назвать листочком?);
• рассматривание какой-либо проблемы с различных ролевых позиций (Что может рассказать о снеге (цветке, туче...) художник, медик, эколог...);
• создание противоречия (Надо собрать коллекцию семян по способу их распространения в природе, но мы ничего не знаем об этих способах. Хочу построить кораблик, но не знаю, какой материал лучше выбрать для него);
• организация противоречия в практической деятельности детей (Готовимся к встрече с выпускниками. Составим правила поведения в автобусе для нечитающих пассажиров).
Цель второгоэтапа-актуализировать знания, которые станут базовыми для решения проблемы.
Третийэтап-этап вовлечения детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем - в планирование поисковой деятельности.
Основной целью четвертогоэтапаявляется организация деятельности по проверке выдвинутых предположений и помощь в выборе правильного решения проблемной ситуации. Проверку целесообразно осуществлять через различные виды опытно-исследовательской деятельности.
Пятыйэтапнаправлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоение.
Технологическаякарта
№ п\п |
Этапы |
Деятельность воспитателя |
Деятельность ребенка |
1 |
Постановка проблемы |
Фиксирует внимание детей на противоречии |
Осознает создавшееся противоречие |
Создает проблемную ситуацию |
«Присваивает» проблему |
||
Формулирует или помогает сформулировать проблему |
Участвует в формулировке проблемы |
||
Определяет целевую установку |
Осознает цель поиска |
||
2 |
Актуализация знаний |
Побуждает детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации |
Активизирует необходимые знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует) |
Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний |
Осознает потребность в новых знаниях |
||
Мотивирует к поиску новых знаний |
Концентрируется на поиске новых знаний |
||
3 |
Выдвижение гипотез, предположений |
Организует выдвижение предположений |
Участвует в обсуждении, размышляет, рассуждает, выдвигает идеи, обосновывает их |
Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование |
Принимает программу поиска |
||
Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе поиска |
Проводит поисковую деятельность |
||
4 |
Проверка решения |
Проверяет результаты поиска |
Докладывает результаты поиска |
Помогает выбрать правильное решение |
Формулирует выводы |
||
5 |
Введение в систему знаний |
Выделяет новые знания |
Присваивает новые знания |
Организует размещение результатов поиска в уголке открытий |
Участвует в размещении в уголке открытий результатов поиска |
||
Организует применение полученных знаний |
Применяет полученные знания |
Следуя данной технологической карте, воспитатель организует процесс обучения таким образом, что ребенок сам становится «открывателем» новых знаний.
Работа по технологической цепочке требует дидактическогообеспечения. С этой целью оборудуются уголкиоткрытий, которыеоснащаются базовыми (сопровождающими этапы проблемной ситуации) и творческимипособиямив соответствии с возрастом.
К базовымпособиямотносятся:
• «Алгоритм решения проблемной ситуации» - образная схема-алгоритм, которая в доступной форме повторяет этапы технологической карты;
• схема «Источники знаний», алгоритмы «Работаем с книгой», «Знания через общение», «Работаем с компьютером», «Знание через телевидение», которые помогают ребенку понять и выполнить алгоритм действий, получить информацию, используя разные источники (книга, компьютер, телевизор, человек);
• схема «Решаем проблемы вместе», подсказывающая ребенку, как принимать участие в коллективных делах и работать в малых группах;
• пособие «Словарик первооткрывателей», обогащающее речь детей новыми ключевыми словами и выражениями;
• «Летопись открытий» («Карта открытий» или «Дерево открытий»).
К творческимпособиямотносятся:
• «Книга про Мишу и Костю», содержащая в себе проблемы или споры мальчиков, решая которые, дети делают открытия;
• «Копилка решенных проблем», «Доска успеха» с символами открытий и фотографиями детей, которые их совершили;
• «Сундучок подсказок» с информацией, схемами, загадками, которые используются в случае интеллектуального затруднения;
• карточки исследователей - алгоритмы обследовательских действий в зависимости от объекта обследования.
В детском саду можно оборудовать центрпроблемногообучения, где будут созданы оптимальные условия для работы с детьми на основе технологии проблемного обучения.
Система работы на основе технологии проблемного обучения осуществляется по трем направлениям - с детьми, педагогами и родителями.
При организации проблемного обучения используются индивидуальные и групповые формы работы с детьми.
Индивидуальныеформыроботы сдетьми: выполнение проблемного задания в уголке открытий, работа по схеме «Источники знаний», работа с карточкой исследователя, морфологический анализ, портфолио дошкольника, работа в тетрадях на печатной основе, «Доска успеха», конструирование, моделирование, индивидуальный банк идей и др.
Групповыеформыработысдетьми: решение проблемной ситуации по схеме-алгоритму «Алгоритм решения проблемной ситуации», работа по схеме «Решаем проблемы вместе», эвристическая беседа, опытно-экспериментальная деятельность, экологические акции, создание «Копилки решенных (нерешенных) проблем», создание «Летописи открытий», утренний сбор, детский кинозал и др.
Данные формы проблемного обучения вызывают у детей живой интерес, способствуют развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания через открытия.
Литература
1. АндреевВ.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Изд-во Казанского ун-та, 1998.
2. БабаеваТ.Н., ГогоберидзеА.Г., МихайловаЗ.А. идр. Мониторинг в детском саду: Науч.-метод. пос. СПб.: Детство-Пресс, 2011.
3. БрушлинскийА.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.
4. ВераксаН.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии. 1987. №4.
5. ЛернерИ.Я., ЖуравлевИ.И. Творчеству должно и можно учить // Современная дидактика: теория - практике / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 1993.
6. МатюшкинA.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Просвещение, 1972.
7. МахмутовММ. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975.
8. ПоддьяковН.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии. 1996. № 4.
9. СелевноГ.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пос. М.: Народное образование, 1998.
10.СитаровВ.А. Дидактика: Учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2004.
11.ШмыреваН.А., ГубановаММ., Кре-цанВ.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. Кемерово: Кем-ГУ, 2002.
Приложение
Четвертый этап проблемной ситуации «Способы распространения семян»
Конспектпроблемнойситуации «Сеем, сеем, засеваем»
(подготовительнаякшколегруппа)
Программноесодержание:
• обобщить и систематизировать представления о весне как времени года, предназначенного для сельскохозяйственного труда людей по посадке растений;
• уточнить представление детей о частях растения и функциях, которые они выполняют;
• продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи: зависимость будущего урожая от условий роста растения и качества семян; познакомить со строением семян и параметрами их качества;
• упражнять в поэтапном решении проблемной ситуации;
• воспитывать желание и умение применять свои знания в полезной деятельности.
Словарь:
• активизация: семя, корень, стебель, листья, цветок;
• обогащение: зародыш, семядоля, параметры.
Предварительнаяработа: наблюдения на прогулках за сезонными весенними изменениями: солнце светит все ярче, земля прогревается, воздух становится теплее, день длиннее, ночь короче; рассматривание коллекции семян, экскурсия на огород детского сада; рассматривание иллюстраций о труде людей на огороде и в поле весной.
Материал: план-схема «Огород детского сада», символы необходимых условий роста и развития растений, символы «Лучшие семена» параметры семян, коллекция семян схема «Части растений», проросшие семена огурцов; карточки исследователей, оборудование для проведения опытов: лупы, ведра с водой весы.
Ходпроблемнойситуации.
Мотивация: детям предлагается отобрать семена овощей для посадки на огороде детского сада.
Деятельностьдетей |
Третийэтап-выдвижениегипотез, предположений |
Четвертыйэтап-проверкарешения |
Пятыйэтап-введениевсистемузнаний |
Технологическаякартапроблемнойситуации
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Первый этап - постановка проблемы |
|
Фиксируетвниманиедетейнапротиворечии. - У нас есть задание: отобрать лучшие семена овощей для посадки на огороде детского сада. Как это сделать? |
Осознаютсоздавшеесяпротиворечие. - Для получения богатого урожая нам нужны лучшие семена, но мы не знаем, какие семена считаются лучшими. |
Создаетпроблемнуюситуацию. - Как отобрать лучшие семена для посадки на Огороде детского сада? |
«Присваивают»проблему. - Нам нужно узнать, какие семена считаются лучшими для посадки. |
Формулируетилипомогаетсформулироватьпроблему. - Мы хотим выбрать для посадки на огороде лучшие семена, но не знаем, по каким признакам отбираются лучшие семена. |
Участвуютвформулировкепроблемы. - Мы хотим выбрать для посадки на огороде лучшие семена, но не знаем, по каким признакам отбираются лучшие семена. |
Определяетцелевуюустановку. - Чтобы отобрать лучшие семена для посадки на огороде, нам нужно определить признаки лучших семян. |
Осознаютцельпоиска. - Необходимо определить признаки лучших семян. |
Второй этап - актуализация знаний |
|
Побуждаетдетейкактивизациинеобходимыхзнаний, их анализу, синтезу, обобщениюисистематизации. Дидактическая игра «Узнай и подпиши семена». Работа с планом «Огород детского сада». - Сначала посмотрим, семена каких овощных культур мы будем сажать в этом году на нашем огороде? - Значит, нам надо отобрать для посадки семена... |
Активизируютнеобходимыезнания (анализируют, синтезируют, обобщают, систематизируют). Дети читают на карточках названия овощей и соотносят их с семенами (находят семена, соответствующие названиям, и кладут карточки рядом с ними). Дети рассматривают план, определяют, семена каких овощных культур будут сажать в этом году на огороде, и называют их. -Для посадки нам надо отобрать семена фасоли. |
Подводитдетейквыводуонедостаточностиимеющихся знаний. - Мы определили, что для посадки на нашем огород необходимо отобрать семена фасоли. Вы уверены, что все семена фасоли, которые лежат перед вами, являются лучшими? Хотите узнать, все ли семена фасоли являются лучшими? |
Осознаютпотребностьвновыхзнаниях. Дети высказывают свои мнения. |
Мотивируеткпоискуновыхзнаний. - Чтобы узнать, действительно ли все семена фасоли являются лучшими, предлагаю сравнить их между собой. |
Концентрируютсянапоискеновыхзнаний. Дети рассматривают семена, сравнивают их между собой и замечают, что семена фасоли имеют разные качества, отмечают эти качества. |
Третий этап – выдвижение гипотез, предположений |
|
Организуетвыдвижениепредположений. - Чем семена отличаются друг от друга? - Какое семя лучше выбрать для посадки: крупное (большое) или мелкое (маленькое)? Почему? - По каким еще признакам мы будем отбирать лучшие семена? - Как можно определить высохло семя или нет при помощи воды |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.