Организация проблемного обучения в детском саду

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Организация проблемного обучения в детском саду

Ключевые слова: технология проблемного обучения, проблемная ситуация, технологическая карта, базовые и творческие пособия, утолки открытий.

В период реформирования системы образования актуальны требования, направленные на целостное развитие дошкольника как субъекта детской деятельности. Общеизвестно, что развитие ребенка осуществляется успешнее при условии его активного взаимодействия с окружающим миром. Реализация на практике этой идеи способствовала формированию своеобразной дидактической системы, которую назвали проблемным обучением. «Чтобы научить человека творить, - писал И.Я. Лернер, - есть только один путь - научить его творческим процедурам, т.е. тем структурам, которые и составляют сущность творческой деятельности». Систематически применяя прогрессивные методы активизации познавательной деятельности, можно способствовать развитию любознательности, способности к логическому мышлению, творческому воображению.

При проблемном типе обучения преодолевается не только присущая традиционным методам обучения пассивность, но и в значительной степени интеллектуализм этих методов: процесс усвоения перестает быть лишь интеллектуальным процессом, он становится процессом личностным, процессом формирования творческого мышления и познавательных интересов личности (A.M. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев и др.).

A.M. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта (ребенка), характеризующийся таким психическим состоянием субъекта при решении задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту не известных знаний или способов деятельности. Иначе говоря, проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать».

«Технологияпроблемногообучения, - отмечает ПК. Селевко, - это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют тому, чтобы обучающийся самостоятельно добывал знания и учился их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач. Данная технология не предполагает получение знаний в готовом виде, она способствует поддержанию познавательного интереса у дошкольников в течение всего занятия и как бы непроизвольно приводит их к "истине"».

Разрабатывая технологию проблемного обучения для работы с дошкольниками, мы ориентировались на требования, предъявляемые к педагогической технологии как таковой:

•  технология разрабатывается под конкретный авторский замысел, в основе ее лежат психолого-педагогические идеи, ценностные ориентации установки автора;

•  технологическая цепочка выстраивается в строгом соответствии с поставленной целью и должна гарантировать достижение определенного результата;

•  функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и воспитанника;

•  поэтапное и последовательное воплощение элементов деятельности должно быть воспроизводимо любым воспитателем; «творческое воплощение» опыта искажает конечный результат;

•  технология сопровождается диагностическими процедурами и предполагает наличие диагностического инструментария (Г.К. Селевко).

Можно выделить три уровня технологии проблемного обучения в детском саду: концептуальный, содержательный, процедурный (технический).

Концептуальныйуровеньтехнологии проблемного обучения базируется на следующих концептуальных идеях.

1.  Принцип проблемности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин и др.).

2.  Процесс мышления происходит по одной и той же схеме у ребенка и у взрослого (Л.О. Путляева и др.).

3.  Технология проблемного обучения максимально сближает процесс обучения с процессом мышления (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, Е.Л. Мельникова и др.).

4.  Проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский).

5. Реализация личностно-ориен тированного подхода в обучении (Е.В Бондаревская, В.А. Петровский, В.В. Сериков, И.С Якиманская и др.).

Содержательныйуровеньтехнологии проблемного обучения определяет особенности образовательного процесса в детском саду. Ее применение помогает воспитателю развернуть перед ребенком палитру разнообразной детской деятельности.   Проблемное   обучение формирует особый  стиль умственной деятельности, исследовательскую активность, самостоятельность, интерес к процессу познания, раскрывает творчески потенциал дошкольника.

Следует признать, что воплощении технологии проблемного обучения в детском саду наталкивается на определенные трудности. Во-первых, это трудности теоретические, связанные с инструментальной сложностью изучении внутренних механизмов усвоения и этапов реализации образовательной технологии, определяющей цели и содержание деятельности, во-вторых - практические, обусловленные трудностью осуществления этих норм в различных видах педагогической деятельности.

Педагог дошкольного образования при проблемном обучении выполняет функции организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность воспитанника, создает условия для и :-следования и экспериментирования.

При разработке и внедрении технологии проблемного обучения в практику работы детского сада мы постарались учесть целый ряд особенностей ее применения.

Проблемное построение непосредственно образовательной деятельное и требует ее специального структурирования и использования таких методов и приемов, которые оптимально способствуют созданию и разрешению проблемной ситуации.

Вместе с тем, В.А. Ситаров вслед за И.Я. Лернером отмечает: «...лишь немногие учащиеся могут видеть проблемные ситуации. Для того чтобы большинство учащихся могли видеть и решать проблемы, необходима система проблемных ситуаций <...>, включенных в ткань содержания образования и процесс обучения. Показателями системы проблемных ситуаций являются такие характеристики, как охват разных черт творческой деятельности, а также наличие различных степеней сложности. Что же касается содержания учебного материала, на котором должна строиться система проблем, то оно подчиняется главному содержательному принципу системы проблемных ситуаций, основанному на выделении в различных областях знаний "сквозных" или "аспектных" проблем».

Опираясь на вышесказанное, «структуру проблемного обучения можно схематически представить как системупроблемныхситуаций, каждая из которых включает в себя соответствующую задачу или вопрос, систему средств обучения и деятельность по преобразованию условий задачи и получению искомых результатов» (Г.К. Селевко).

Однако, если все научные знания мы будем осваивать с ребенком в ходе проблемных ситуаций, то такой путь познания будет неэкономичным, затратным, в том числе и по времени. Поэтому, согласно Г.К. Селевко, «...оптимальная структура материала - вариант сочетания традиционного изложения с включением в него проблемных ситуаций».

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, выбранная детским садом, позволяет успешно использовать технологию проблемного обучения практически во всех образовательных областях. Проблемное обучение имеет преимущество по сравнению с традиционным в формировании интегративных качеств детей дошкольного возраста, так как развивает способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования проблемное обучение формирует у выпускника детского сада универсальные предпосылки учебной деятельности и развивает способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Сущность технологии проблемного обучения, как любой другой технологии, заключается в четком следовании определенным этапам. Техническийуровень технологии представлен технологической картой, адаптированной к работе с дошкольниками и апробированной педагогами детского сада № 193 «Земляничка» автономной некоммерческой организации дошкольного образования «Планета детства "Лада"» г. Тольятти (табл. на с. 54).

Технологическая карта основывается на пошаговом алгоритме решения проблемной ситуации. В ней четко определены деятельность воспитателя и деятельность ребенка на каждом из пяти этапов.

На первомэтапеможно использовать следующие приемы создания проблемных ситуаций:

• акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом (Мы знаем, что температура снега ниже 0. Почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза?);

• побуждение детей к сравнении: обобщению, выводам, сопоставлении фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов (Почему у птиц клювы разной формы? Можно ли хвоинку назвать листочком?);

•  рассматривание какой-либо проблемы с различных ролевых позиций (Что может рассказать о снеге (цветке, туче...) художник, медик, эколог...);

•  создание противоречия (Надо собрать коллекцию семян по способу их распространения в природе, но мы ничего не знаем об этих способах. Хочу построить кораблик, но не знаю, какой материал лучше выбрать для него);

•  организация противоречия в практической деятельности детей (Готовимся к встрече с выпускниками. Составим правила поведения в автобусе для нечитающих пассажиров).

Цель второгоэтапа-актуализировать знания, которые станут базовыми для решения проблемы.

Третийэтап-этап вовлечения детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем - в планирование поисковой деятельности.

Основной целью четвертогоэтапаявляется организация деятельности по проверке выдвинутых предположений и помощь в выборе правильного решения проблемной ситуации. Проверку целесообразно осуществлять через различные виды опытно-исследовательской деятельности.

Пятыйэтапнаправлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоение.

Технологическаякарта

№ п\п

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность ребенка

1

Постановка проблемы

Фиксирует внимание детей на противоречии

Осознает создавшееся противоречие

Создает проблемную ситуацию

«Присваивает» проблему

Формулирует или помогает сформулировать проблему

Участвует в формулировке проблемы

Определяет целевую установку

Осознает цель поиска

2

Актуализация

знаний

Побуждает детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации

Активизирует необходимые знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует)

Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний

Осознает потребность в новых знаниях

Мотивирует к поиску новых знаний

Концентрируется на поиске новых знаний

3

Выдвижение гипотез, предположений

Организует выдвижение предположений

Участвует в обсуждении, размышляет, рассуждает, выдвигает идеи, обосновывает их

Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование

Принимает программу поиска

Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе поиска

Проводит поисковую деятельность

4

Проверка решения

Проверяет результаты поиска

Докладывает результаты поиска

Помогает выбрать правильное решение

Формулирует выводы

5

Введение в систему знаний

Выделяет новые знания

Присваивает новые знания

Организует размещение результатов поиска в уголке открытий

Участвует в размещении в уголке открытий результатов поиска

Организует применение полученных знаний

Применяет полученные знания

Следуя данной технологической карте, воспитатель организует процесс обучения таким образом, что ребенок сам становится «открывателем» новых знаний.

Работа по технологической цепочке требует дидактическогообеспечения. С этой целью оборудуются уголкиоткрытий, которыеоснащаются базовыми (сопровождающими этапы проблемной ситуации) и творческимипособиямив соответствии с возрастом.

К базовымпособиямотносятся:

•  «Алгоритм решения проблемной ситуации» - образная схема-алгоритм, которая в доступной форме повторяет этапы технологической карты;

•  схема «Источники знаний», алгоритмы «Работаем с книгой», «Знания через общение», «Работаем с компьютером», «Знание через телевидение», которые помогают ребенку понять и выполнить алгоритм действий, получить информацию, используя разные источники (книга, компьютер, телевизор, человек);

•  схема «Решаем проблемы вместе», подсказывающая ребенку, как принимать участие в коллективных делах и работать в малых группах;

•  пособие «Словарик первооткрывателей», обогащающее речь детей новыми ключевыми словами и выражениями;

•  «Летопись открытий» («Карта открытий» или «Дерево открытий»).

К творческимпособиямотносятся:

•  «Книга про Мишу и Костю», содержащая в себе проблемы или споры мальчиков, решая которые, дети делают открытия;

•  «Копилка решенных проблем», «Доска успеха» с символами открытий и фотографиями детей, которые их совершили;

•  «Сундучок подсказок» с информацией, схемами, загадками, которые используются в случае интеллектуального затруднения;

•  карточки исследователей - алгоритмы обследовательских действий в зависимости от объекта обследования.

В детском саду можно оборудовать центрпроблемногообучения, где будут созданы   оптимальные условия для работы с детьми на основе технологии проблемного обучения.

Система работы на основе технологии проблемного обучения осуществляется по трем направлениям - с детьми, педагогами и родителями.

При организации проблемного обучения используются индивидуальные и групповые формы работы с детьми.

Индивидуальныеформыроботы сдетьми: выполнение проблемного задания в уголке открытий, работа по схеме «Источники знаний», работа с карточкой исследователя, морфологический анализ, портфолио дошкольника, работа в тетрадях на печатной основе, «Доска успеха», конструирование, моделирование, индивидуальный банк идей и др.

Групповыеформыработысдетьми: решение проблемной ситуации по схеме-алгоритму «Алгоритм решения проблемной ситуации», работа по схеме «Решаем проблемы вместе», эвристическая беседа, опытно-экспериментальная деятельность, экологические акции, создание «Копилки решенных (нерешенных) проблем», создание «Летописи открытий», утренний сбор, детский кинозал и др.

Данные формы проблемного обучения вызывают у детей живой интерес, способствуют развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания через открытия.

Литература

1. АндреевВ.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Изд-во Казанского ун-та, 1998.

2.  БабаеваТ.Н., ГогоберидзеА.Г., МихайловаЗ.А. идр. Мониторинг в детском саду: Науч.-метод. пос. СПб.: Детство-Пресс, 2011.

3.  БрушлинскийА.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983.

4.  ВераксаН.Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии. 1987. №4.

5.  ЛернерИ.Я., ЖуравлевИ.И. Творчеству должно и можно учить // Современная дидактика: теория - практике / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 1993.

6.  МатюшкинA.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Просвещение, 1972.

7.  МахмутовММ. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975.

8.  ПоддьяковН.Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами // Вопросы психологии. 1996. № 4.

9.  СелевноГ.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пос. М.: Народное образование, 1998.

10.СитаровВ.А. Дидактика: Учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2004.

11.ШмыреваН.А., ГубановаММ., Кре-цанВ.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. Кемерово: Кем-ГУ, 2002.


Приложение


Четвертый этап проблемной ситуации «Способы распространения семян»

Конспектпроблемнойситуации «Сеем, сеем, засеваем»

(подготовительнаякшколегруппа)

Программноесодержание:

•  обобщить и систематизировать представления о весне как времени года, предназначенного для сельскохозяйственного труда людей по посадке растений;

•  уточнить представление детей о частях растения и функциях, которые они выполняют;

•  продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи: зависимость будущего урожая от условий роста растения и качества семян; познакомить со строением семян и параметрами их качества;

•  упражнять в поэтапном решении проблемной ситуации;

•  воспитывать желание и умение применять свои знания в полезной деятельности.

Словарь:

•  активизация: семя, корень, стебель, листья, цветок;

•  обогащение: зародыш, семядоля, параметры.

Предварительнаяработа: наблюдения на прогулках за сезонными весенними изменениями: солнце светит все ярче, земля прогревается, воздух становится теплее, день длиннее, ночь короче; рассматривание коллекции семян, экскурсия на огород детского сада; рассматривание иллюстраций о труде людей на огороде и в поле весной.

Материал: план-схема «Огород детского сада», символы необходимых условий роста и развития растений, символы «Лучшие семена» параметры семян, коллекция семян схема «Части растений», проросшие семена огурцов; карточки исследователей, оборудование для проведения опытов: лупы, ведра с водой весы.

Ходпроблемнойситуации.

Мотивация: детям предлагается отобрать семена овощей для посадки на огороде детского сада.

Деятельностьдетей


Третийэтап-выдвижениегипотез, предположений


Четвертыйэтап-проверкарешения


Пятыйэтап-введениевсистемузнаний

Технологическаякартапроблемнойситуации

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Первый этап - постановка проблемы

Фиксируетвниманиедетейнапротиворечии.

- У нас есть задание: отобрать лучшие семена овощей для посадки на огороде детского сада. Как это сделать?

Осознаютсоздавшеесяпротиворечие.

- Для получения богатого урожая нам нужны лучшие семена, но мы не знаем, какие семена считаются лучшими.

Создаетпроблемнуюситуацию.

- Как отобрать лучшие семена для посадки на Огороде детского сада?

«Присваивают»проблему.

- Нам нужно узнать, какие семена считаются лучшими для посадки.

Формулируетилипомогаетсформулироватьпроблему.

- Мы хотим выбрать для посадки на огороде лучшие семена, но не знаем, по каким признакам отбираются лучшие семена.

Участвуютвформулировкепроблемы.

- Мы хотим выбрать для посадки на огороде лучшие семена, но не знаем, по каким признакам отбираются лучшие семена.

Определяетцелевуюустановку.

- Чтобы отобрать лучшие семена для посадки на огороде, нам нужно определить признаки лучших семян.

Осознаютцельпоиска.

- Необходимо определить признаки лучших семян.

Второй этап - актуализация знаний

Побуждаетдетейкактивизациинеобходимыхзнаний, их анализу, синтезу, обобщениюисистематизации.

Дидактическая игра «Узнай и подпиши семена».

Работа с планом «Огород детского сада».

- Сначала посмотрим, семена каких овощных культур мы будем сажать в этом году на нашем огороде?

- Значит, нам надо отобрать для посадки семена...

Активизируютнеобходимыезнания (анализируют, синтезируют, обобщают, систематизируют).

Дети читают на карточках названия овощей и соотносят их с семенами (находят семена, соответствующие названиям, и кладут карточки рядом с ними).

Дети рассматривают план, определяют, семена каких овощных культур будут сажать в этом году на огороде, и называют их.

-Для посадки нам надо отобрать семена фасоли.

Подводитдетейквыводуонедостаточностиимеющихся знаний.

- Мы определили, что для посадки на нашем огород необходимо отобрать семена фасоли. Вы уверены, что все семена фасоли, которые лежат перед вами, являются лучшими? Хотите узнать, все ли семена фасоли являются лучшими?

Осознаютпотребностьвновыхзнаниях.

Дети высказывают свои мнения.

Мотивируеткпоискуновыхзнаний.

- Чтобы узнать, действительно ли все семена фасоли являются лучшими, предлагаю сравнить их между собой.

Концентрируютсянапоискеновыхзнаний.

Дети рассматривают семена, сравнивают их между собой и замечают, что семена фасоли имеют разные качества, отмечают эти качества.

Третий этап – выдвижение гипотез, предположений

Организуетвыдвижениепредположений.

- Чем семена отличаются друг от друга?

- Какое семя лучше выбрать для посадки: крупное (большое) или мелкое (маленькое)? Почему?

- По каким еще признакам мы будем отбирать лучшие семена?

- Как можно определить высохло семя или нет при помощи воды

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
156 Kb
Скачали:
0