аудиовизуальной, вычислительной, информационной, измерительной, искусственно интеллектуальной техники).
Отличаются научно-технические формы постижения также по постигаемому ("опредмечивание", "законы технологических процессов" и т.п.), постигнутому — результатам в виде технического оборудования, технологических процессов, информационной техники, технической теории и т.д., виду доводки "результатов" до некоторых оптимальных параметров.
Пожалуй, 100%-ную модель всего этого — от замысла и до выхода в межпланетное пространство — дают самоуправляемые и управляемые с Земли космические летательные аппараты, способные к съему, переработке, хранению, передаче на Землю самой разнообразной информации посредством радиоэлектронных, электронно-вычислительных, "искусственно-интеллектуальных" и многих других систем.
Научно-технический прогресс, как известно, в XX в. привел к научно-технической революции, мощнейшим образом повлиявшей на лито-, био- и ноосферу, на социальное, культурное, экономическое и политическое развитие человечества. Но тема Наука — техника — производительных силы — производственные отношения - социально-экономический и культурный строй — Земля — Космос — Бог — Человек" и снова по кругу резко выводит наг за пределы обсуждаемой проблемы и вынуждает на этом поставить точку и перейти к следующему виду постижения.
— ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ПОСТИЖЕНИЯ БЫТИЯ. Главной и высокопрестижной целью искусства является художественное постижение бытия и содержания Мира в неразрывной связи с бытием и содержанием Художника, его мироощущением и мироотношением, во-первых, и во-вторых, его эстетически прекрасное и образно-чувственное выражение — посредством естественного или(и) искусственного материала — в виде различного рода произведений искусства. Достижение этой высокой Цели требует:
Специальных видов искусства — музыки, живописи, поэзии, литературы, архитектуры, кино, балета .. и специальных искусствоведческих наук.
Особых мастеров своего дела — художников, искусствоведов и особого рода художественной, практически-духовной деятельности.
Особых средств постижения — в первую очередь чувственных и медитативных, а в особенности зрительных и ясновидения, слуховых и яснослышания, слухо-зрительных и ясновосприятия, во вторую, — рациональных и рационально-медитативных (дискурсивно-логического мышления и ясносознания), в третью — профессиональных, философских, научных, а нередко — мифологических и религиозно-философских.
Особых средств реализации постигнутого. С одной стороны, выразительных и изобразительных — актеров, режиссеров, музыки, декораций, костюмов, пантомимы, хореографии — в театре; ладовых, метроритмических отношений звуков, гармонии, полифонии, инструментовки — в музыке; линий, цветов, пластических форм, пространственно-композиционных отношений — в живописи и т.д.; с другой стороны, сугубо "прозаических" — красок, холста, кистей ... в живописи; мрамора, бронзы, дерева ... в скульптуре; строительного материала, рабочих, прорабов, проектировщиков... в архитектуре и т.д. Особой — художественной — формы воплощения постигнутого в виде конкретно-чувственного художественного образа (зрительного — в пластических искусствах, слухового и слухо-зрительного — в музыкальных, художественно-словесного, чувственно и умственно постигаемого — в поэзии и литературе и т.п.).
Эстетичности — постижения очеловеченного и одухотворенного (необязательно со знаком "плюс") бытия и выражения постигнутого по законам красоты и гармонии, симметрии и диссимметрии.
Неповторимости — создания уникальных произведений искусства, что и делает их вечными и незаменимыми (в отличие от научных сочинений).
В конечном счете достижение такой Цели и приводит к созданию той особой, второй реальности, о которой говорилось выше.
Старый афоризм "искусство — это мышление в образах" я предлагаю заменить новым — "искусство — это постижение в образах".
Предлагаю читателю самому сравнить по всем 13 пунктам научное постижение с художественным и убедиться в резком, качественном различии их друг от друга на феноменологическом и совпадении на сущностном, онтологическом уровне.
— ФИЛОСОФСКИЕ ФОРМЫ ПОСТИЖЕНИЯ БЫТИЯ. Детально анализируя их с точки зрения всех 5 элементов-вещей (элементы 1-3, 5, 9) и 8 элементов-деятельностей. (элементы 4, 6—8, 10—13), я пришел к следующему системному их представлению. Постигающие — философы.
Средства постижения. Их множество. Для удобства представления и восприятия я их сгруппировал в 5 блоков, а порядок описания мягко скоррелировал с временным порядком исторической экспликации.
1 блок включает в себя чувственные, медитативные и рациональные, созерцательные и деятельностные, эмпирические и логические средства.
Во II блок я включил сами философские категории, принципы, законы и концепции, метафизику и диалектику, исследования, средства и уровень обобщения которых собственно и делают их философскими.
Ill блок включает в себя опытные и теоретические, индуктивные и дедуктивные средства, а IV блок — детерминистические и(или) стохастические (вероятностные) средства.
V блок, последний, состоит из аналитических и синтетических, редукционистских и системных средств.
На фоне бесплодных разговоров о бесплодности и даже отмене философии испытываешь невольный шок, а затем глубочайшее удовлетворение от осознания того поистине замечательного, непреложного факта, чти все- эти средства постижения впервые были эксплицированы, критически оценены w до поры до времени развиты философией. Так что первоначально эти средства постижения были собственно философскими и лишь затем — после их заимствования и дальнейшей конкретизации — стали всеобщим достоянием.
Все это является ее величайшим вкладом в общечеловеческую культуру. Это же — весомый ответ и очередным ликвидаторам философии, и "физикам
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.