Выходные данные: Запахи русского политического дискурса // Русский политический дискурс – 4: Материалы рабочего совещания. – М., 2000. - C. 108-115.
О том, что язык и общество находятся в постоянном диалогическом единстве, и о том, что, как до недавнего времени лингвисты утверждали, язык отражает, все, что происходит в данном языковом обществе, сомнений уже давно ни у кого нет.
Социолингвистическая парадигма языкознания лишь уточнила эту парадигму: не отражает , а интерпретирует. Второе уточнение касается объекта отражения/ интерпретации: не только в данном социуме, но и в глобальном социуме, т.к. межкультурная коммуникация приводит к взаимным экспансиям и инвазиям языков на территории друг друга. О. Есперсен когда-то назвал слова мильными вехами истории (“words are milestones of history”). Лексика русского политического дискурса 1999 г. когда-то будет изучаться в далеком будущем тоже, но мы - современники сегодняшних milestones, ощущаем эту лексику всеми своими органами чувств по цвету, запаху, вкусу. А поскольку мы -”Человья”(А. Зиновьев)- россияне, не только - homo sapiens, но и homo senties, то эти milestones мы еще и переживаем и эмоционально их рефлексируем, ибо они - эмоциогенны.
Эта эмоциональность объясняется эмоционально-напряженной политической агитацией в России, которая фактически в течение длительного времени является кризисной, т.е. психологически стрессовой для всей страны.
В душной отрицательно заряженной атмосфере этого многолетнего политического кризиса русский язык вынужденно реагирует на него через вербальную канализацию эмоций всех его фигурантов в средствах массовой информации.
Все СМИ уже в течение многих лет настроены только на одну политическую волну. Эта волна по сути дела является информационной войной: друг с другом, с народом, с правительством, с администрацией президента. В своей интерактивной войне все СМИ стерли (смели) морально-этический порог и все нравственные устои России - и больше не несут никакой социальной ответственности перед обществом, которое они больше не обслуживают, они его обливают зловонием лжи и давно уже лишили (украли у него) его и каждого отдельного человека как социальной личности право на достоверную и объективную информацию.
Главной целью политического удава массового вещания и российского политического дискурса (РПД) - является, при полном равнодушии правительства, эксплуатация низменных инстинктов и чувств, превращение населения в кроликов (“Я другой такой страны не знаю, где людей сознательно превращают в кроликов” - И.Петровская. Изв. 30 окт. 99 г. с. 6).
Информационный разбой СМИ совершается при помощи русского языка, великого, могучего русского языка, который в настоящее время функционирует в РПД в своем вульгарном варианте.
Лингвистической науке общеизвестна роль слова в формировании языкового/речевого сознания и в формировании картины мира, а через нее и самого мира (Вейсгербер, Гумбольдт, Сэпир и Уорф). Но этот мир формируется в сознании человека не сам по себе, а с помощью человека же. Этот механизм учеными уже не оспаривается : язык 1 ----> человек 1 ----> мир 2 ----> язык 2 ----> человек 2 ----> мир 2 ---->язык 3 и т.д. Цифры указывают на трансформацию языка, мира и человека в их неразрывной связке. С помощью слов можно подействовать на общественое сознание: оно открывает новые, иные, в основном негативные реалии в российском политическом дискурсе. Эти инновации по-иному перераспределяют мозаику фрагментов русской языковой парадигмы мира и сдвигают на иные рубрики маркеры ценостной школы в этой картине, в результате чего происходит размывание критериев и снижение всех планок ориентации в российском мире. Такие сдвиги и перераспределения не могут не оказывать влияние на психику русской языковой личности и на психосемантику ее сознания через новые контекстуальные понятия для русской языковой картины мира: киллер, телекиллер,“семья” (кремлевская, московская), “особенности русского национального политического дискурса”, “президент работает над документами” (на работу в Кремль не выходит, сидит либо в Барвихе, Горки - 9, либо находится в ЦКБ), “снайпер-смертник”, “звездобратия” (партия Жириновского), “либералиссимус” (о Лукашенко), “российский манипулятор телевизионными образами”(о Березовском), “политический винегрет” (о российских партиях, стремящихся к власти),
“генеральный прокурор первого канала ОРТ” (о Доренко), “блефуны” (о российских политических деятелях (Явлинский - типичный блефоман)), “зрелище информационных войн”, “показательные ристалища”, “демофрукт”, “митинговый оргазм”, “Рельсын”, “опустить”, “похабель”, “снайпер-смертник”, “гнобить” и др.
Российская политическая картина мира красочна информационным беспределом, площадной бранью и взгонкой эмоций всего политического пространства, которые в открытую и нагло подменяют факты и логику. Сегодняшняя российская политическая картина мира иллюстрирует разложение всех традиций, политической корректности, совести. Большинство политиков у власти и политиков от власти совершенно не сдерживают своей озлобленности и не контролируют свое вербальное и авербальное поведение: президент с экрана телевизионных каналов постоянно строит своим согражданам угрожающую физиономию, демонстрирует неприличные даже среди слесарей ЖЭУ жесты и интонации (“Неправильно сидите!” “Вот такая загогулина” и без всяких эвфемизмов и дипломатии посылает в открытый эфир со злобной интонацией и мимикой “Это вранье!” о сообщении в прессе про разногласия между ним и Путиным).
Соответственно и премьер в этом же стиле публично на всех СМИ объявляет о том, что он будет “мочить” террористов “в сортире”. Эти путинские жаргонизмы “сортир” и “мочить” на долгое время стали знаковыми для российского политического дискурса, придав ему соответствующий сортирный запах.
Первые лица государства, таким образом, задают тон и стиль общения политиков друг с другом и с народом. Поэтому генерал-штабист и отвечает журналистам, указывающим ему на иные факты, привезенные Доренко из Чечни: ”Насрать мне на вашего Доренко!”. И все это воспроизводит и тиражирует для своих читателей газета “Известия”.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.