Гегель и Чернышевский: семантика философско-эстетической оппозиции

Страницы работы

Фрагмент текста работы

А. Гостищев, Л. Савина (монография) Гегель и Чернышевский: семантика философско-эстетической оппозиции


Следует ли сегодня заниматься эстетикой Чернышевского?

(Вместо предисловия)

Вопрос, заданный нами, - далеко не праздный. Сегодня немало найдется людей, которые с известной долей снобистского скепсиса посмотрят на сюжет данной работы: стоит ли тратить силы на исследование того, что уже давно стало вчерашним днем? Стоит, - ответим мы. Стоит, во-первых, потому, что прошлое никогда не становится полностью прошлым и в этом смысле оно входит в состав современного общественного сознания не только с исторической, но и с логической точки зрения; во-вторых, не вызывает сомнения, что эстетическая концепция Н.Г.Чернышевского действительно сыграла важную роль в развитии не только эстетической, но и в целом философской, мысли в России второй половины девятнадцатого века. В пользу этого суждения можно привести массу высказываний, причем - и это весьма показательно - высказываний как сподвижников и сторонников замечательного мыслителя, так и его противников.

Нет особой необходимости приводить здесь все эти свидетельства. Мы только хотим отметить то обстоятельство, которое, как правило, сопутствует всякому крупному теоретическому открытию в эволюции общественной мысли, а именно: его исторический вес и значение характеризуется высоким накалом полемики, острым столкновением противоборствующих сторон, за каждой из которых стоят определенные социальные силы, выясняющие более четко в пылу борьбы также и для самих себя исходные методологические принципы своей позиции.

В этом плане эстетическое учение Н.Г.Чернышевского, его понимание природы эстетической рефлексии, общественной роли искусства, действительно, проложило пограничную черту между отдельными отрядами русской интеллигенции, явилось активным фактором методологического структурирования общего когитологического, информационно-языкового, социально-психологического и логико-понятийного процесса, участниками которого они были.

Давно замечено, что при остром идейном размежевании в полемике поле возможного научного компромисса сужается до исчезающе малой величины. И тогда - в пылу страстей - не только главный, но и многие второстепенные вопросы оцениваются по двум основным полемическим "моделям": либо по "модели" решительной апологетики, либо по "модели" столь же решительного - и далеко не диалектического - отрицания. А когда со временем полемические страсти испаряются и приходит пора иных волнений, это мало что меняет в общем климате идеологического противостояния, во-первых, потому, что его методологические основания, обусловленные тем или другим истолкованием глубинных принципов бытия и познания, обладают некоторой устойчивостью по отношению к историческому времени; во-вторых, потому, что на каждого нового исследователя проблемы так или иначе давит груз ранее накопленного теоретического материала с его традиционными контрарными установками.

Сходная ситуация сложилась и вокруг эстетического наследия Н.Г.Чернышевского. Устойчивое неприятие принципов его эстетики мыслителями-идеалистами, особенно религиозного толка (Юркевич П.Д., Григорьев А.А., ведущие авторы известного полемического сборника "Вехи") 1, подкрепляемое высказываниями выдающихся мастеров художественного слова (Тургенев И.С., Достоевский Ф.М., Толстой Л.Н.) 2, в социально-историческом плане "снималось" столь же решительной

Похожие материалы

Информация о работе