Перейдем теперь ко второй проблеме — проблеме соотношения во времени работы по усвоению речевых операций и действий. Эта проблема довольно актуальна сейчас в методике преподавания иностранного языка. Наиболее распространенное решение этой проблемы — параллельное развитие и навыков умений с некоторым опережением в развитии навыков, так называемая система «маятника»11. Вся эта проблема выросла из разделения упражнений на языковые и речевые, при снятии этого разделения, о котором мы говорили выше, снимается и эта проблема, поскольку предполагается, что речевые операции должны отрабатываться по всем параметрам в процессе выполнения речевых действий, при этом выполнение основных условий управляемого обучения в отношении системы ориентиров и отработки будет гарантировать от ошибок.
В действующей системе обучения неполнота ориентиров, отсутствие четко фиксированного руководства к действию, и вытекающая отсюда неконтролируемость усвоения приво-
24
дят к тому, что обучение становится малоэффективным » труднодоступным для ученика. Методисты стремятся ком-пенсировать эти недостатки разнообразием упражнений. Предлагаемые типы, виды и формы упражнений не дости-гают полностью цели, поскольку они не снимают указанные выше недостатки, но они могли бы быть очень полезными при правильном их использовании, т. е. при введении управ-ляемой отработки. Это означает 'необходимость разработки • методистами cxeiMbi и последовательности усвоения материа-ла, а также разработки достаточно точных критериев про-варки 'продвижения учащихся. А для этого требуется углуб-ленное .изучение соответствующего круга вопросов.
В методике же из-за стремления прежде всего «окунуть учащихся в' стихию упражнений» (ведь основной метод — практика!) указанные важнейшие проблемы разрабатываются весьма вяло и часто их просто заменяют проблемами отыскания все новых видов упражнений, порой направленных на отработку одного и того же элемента формы или содержания единиц речи. А по существу при управляемой отработке даже весьма ограниченный набор видов упражнений (но обязательно на каждый подлежащий усвоению эле-Iмент формы или содержания и планомерное варьирование ' их для достижения определенных строго намеченных целей) дает полное усвоение материала, тогда как при неуправляемой отработке даже необозримое разнообразие упражнений Iне гарантирует этого. Единичные работы, касающиеся этапов <• усвоения лексических и грамматических значений, не покрывают имеющийся здесь огромный дефицит.
Итак, в результате рассмотрения основных отличительных особенностей сложившейся к настоящему' времени методической системы обучения иностранным языкам мы приходим к выводу, что эта система еще не достигла желаемого ни в области проведения принципа полноты и обобщенности ориентиров, ни в отработке формируемых действий. Конечно, это нельзя ставить методике в вину. Концепция управления усвоением возникла сравнительно недавно, реализация ее в обучении иностранным языкам сталкивается с большими объективными трудностями, в первую очередь, с отсутствием достаточно полной разработки лингвистических основ преподавания.
Перед методикой обучения иностранным языкам стоят большие задачи. Совместно с лингвистами методистам предстоит создать построенные по последнему слову науки учебные курсы обучения иностранным языкам на основе полной и обобщенной ориентировки и поэтапного формирования речевых действий.
1 См., например, следующие диссертации: М. М. Г о х л е р н е р. Поэтапное формирование грамматических механизмов речи на иностранном-
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.