Методы анализа и управления запасами. Процедура анализа логистических систем управления запасами на предприятии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

разработка моделей и мер контроля запасов в соответствии с методами АВС и    ХУZ

5. сравнение существующих методов управления запасами с разработанной моделью

6. определение технологии перехода из состояния как есть в состояние как должно быть и разработка мер по формированию системы управления запасами

Метода анализа запасов

Имеющийся запас товара – это, по сути, показатель и результат деятельности всей логистической системы компании и ее окружения. В каком – то смысле он не может быть большим или маленьким. Его состояние определяется ассортиментом, товарным наполнением, клиентами, менеджментом и квалификацией персонала компании, размерами склада, географическим положением и т.д.

Существующий размер товарного запаса – это характеристика того, как эффективно компания умеет работать на определенном рынке, с определенными поставщиками и клиентами. Для того, чтобы приблизить свой товарный запас к оптимальному, необходимо научиться выделять самые значимые причины, влияющие на текущее состояние товарного запаса компании.

 Метод АВС анализа.

В основе анализа ABC-XYZ лежит правило Парето – “80/20”.

•  80% стоимости товара определяется 20% входящих в него компонентов;

•  80% ежедневного объема продукции производится за 20% рабочего времени;

•  80% стоимости запасов дают 20% наименований хранимых на складе запасов...

Суть метода АВС состоит в том, что в соответствии с целью анализа выбирается классификационный признак. Далее осуществляется ранжирование в порядке убывания этого классификационного признака.

№ позиции

Средний запас

Доля позиции в общем запасе

1.

2500

8,25 ((500/30320)*100)

 2.

760

2,51

3.

3000

9,89

4.

560

1,85

5.

110

0,36

6.

1880

6,20

7.

190

0,63

8.

17050

56,23

9.

270

0,89

10.

4000

13,19

30320

100

Объектом анализа может быть товар, товарная группа, поставщики, потребители.

В качестве актуальных параметров анализа можно выбрать средний текущий товарный запас в рублях и штуках, объеме продаж за период, доходность товара, количество заказов клиента и т.д.

Группа A

К группе А относятся наименования в списке, начиная с первого, сумма накопленных стоимостей которых составляет 70-80% от суммарной стоимости всех потребленных за этот период материальных ресурсов. Опыт показывает, что обычно в эту группу попадает 10-20% всей номенклатуры.

Группа B

В группу В попадают примерно треть наименований ресурсов, сумма стоимостей которых составляет 15-20%.

Группа С

К группе С относятся все оставшиеся позиции номенклатуры, суммарная стоимость которых составляет лишь 5-10%.

Суть метода ABC

В соответствии с принципом Парето, товары группы А подлежат более тщательному учету и более частой инвентаризации, спрос на них прогнозируется с помощью более сложных методик, более часто и внимательнее контролируется своевременное пополнение этих запасов. В то время как потребность в активных товарах определяется более точным методом прогнозирования сбыта, потребность в малоактивных товарах может определяться менее точным и более дешевым способом учета прошлого опыта. Неоптимальное управление малоактивными товарами слабо влияет на общие показатели управления запасами. Учитывая это, специалисты, с целью снизить напряженность управленческого труда, часто могут осуществлять закупки сразу годовой потребности по номенклатуре малоактивных товаров.

Таким образом, использование принципа Парето в управлении товарными запасами означает, что вся номенклатура делится на группы по критерию активности. Группа А, как "наиболее активная", подвергается самому тщательному контролю, группе В оказывается меньше управленческого внимания, а группа С обслуживается "наименее активно".

Но не следует думать, что процентное соотношение 80/20 установленное когда-то верно и сейчас. В каждой отрасли это отношение очень разное: корпоративный софт – 95/5, авиа-космо строение 90/10, обычное вооружение 60/40, мелкохозяйственные товары 58,5/41,5… Это все диктуется особенностью развития отрасли и не есть величина постоянная. В условиях высоко динамичного рынка она может меняться ежегодно! Для точного определения необходимо провести предварительный анализ пороговых скачков (например – построив кривую Лоренца, метод кластерного анализа).

Важно:

Некоторые менеджеры материальных запасов используют ABCD-анализ, при котором в группу D включают товары, на которые либо уже нет спроса, либо их уже больше не выпускают — "отжившие" товары. Товар может быть "мертвым" также в смысле учета, когда он полностью обесценен, и его стоимость списана. При наличии "мертвых" запасов менеджер часто пытается реализовать

Похожие материалы

Информация о работе