разработка моделей и мер контроля запасов в соответствии с методами АВС и ХУZ
5. сравнение существующих методов управления запасами с разработанной моделью
6. определение технологии перехода из состояния как есть в состояние как должно быть и разработка мер по формированию системы управления запасами
Метода анализа запасов
Имеющийся запас товара – это, по сути, показатель и результат деятельности всей логистической системы компании и ее окружения. В каком – то смысле он не может быть большим или маленьким. Его состояние определяется ассортиментом, товарным наполнением, клиентами, менеджментом и квалификацией персонала компании, размерами склада, географическим положением и т.д.
Существующий размер товарного запаса – это характеристика того, как эффективно компания умеет работать на определенном рынке, с определенными поставщиками и клиентами. Для того, чтобы приблизить свой товарный запас к оптимальному, необходимо научиться выделять самые значимые причины, влияющие на текущее состояние товарного запаса компании.
Метод АВС анализа.
В основе анализа ABC-XYZ лежит правило Парето – “80/20”.
• 80% стоимости товара определяется 20% входящих в него компонентов;
• 80% ежедневного объема продукции производится за 20% рабочего времени;
• 80% стоимости запасов дают 20% наименований хранимых на складе запасов...
Суть метода АВС состоит в том, что в соответствии с целью анализа выбирается классификационный признак. Далее осуществляется ранжирование в порядке убывания этого классификационного признака.
№ позиции |
Средний запас |
Доля позиции в общем запасе |
1. |
2500 |
8,25 ((500/30320)*100) |
2. |
760 |
2,51 |
3. |
3000 |
9,89 |
4. |
560 |
1,85 |
5. |
110 |
0,36 |
6. |
1880 |
6,20 |
7. |
190 |
0,63 |
8. |
17050 |
56,23 |
9. |
270 |
0,89 |
10. |
4000 |
13,19 |
30320 |
100 |
Объектом анализа может быть товар, товарная группа, поставщики, потребители.
В качестве актуальных параметров анализа можно выбрать средний текущий товарный запас в рублях и штуках, объеме продаж за период, доходность товара, количество заказов клиента и т.д.
Группа A
К группе А относятся наименования в списке, начиная с первого, сумма накопленных стоимостей которых составляет 70-80% от суммарной стоимости всех потребленных за этот период материальных ресурсов. Опыт показывает, что обычно в эту группу попадает 10-20% всей номенклатуры.
Группа B
В группу В попадают примерно треть наименований ресурсов, сумма стоимостей которых составляет 15-20%.
Группа С
К группе С относятся все оставшиеся позиции номенклатуры, суммарная стоимость которых составляет лишь 5-10%.
Суть метода ABC
В соответствии с принципом Парето, товары группы А подлежат более тщательному учету и более частой инвентаризации, спрос на них прогнозируется с помощью более сложных методик, более часто и внимательнее контролируется своевременное пополнение этих запасов. В то время как потребность в активных товарах определяется более точным методом прогнозирования сбыта, потребность в малоактивных товарах может определяться менее точным и более дешевым способом учета прошлого опыта. Неоптимальное управление малоактивными товарами слабо влияет на общие показатели управления запасами. Учитывая это, специалисты, с целью снизить напряженность управленческого труда, часто могут осуществлять закупки сразу годовой потребности по номенклатуре малоактивных товаров.
Таким образом, использование принципа Парето в управлении товарными запасами означает, что вся номенклатура делится на группы по критерию активности. Группа А, как "наиболее активная", подвергается самому тщательному контролю, группе В оказывается меньше управленческого внимания, а группа С обслуживается "наименее активно".
Но не следует думать, что процентное соотношение 80/20 установленное когда-то верно и сейчас. В каждой отрасли это отношение очень разное: корпоративный софт – 95/5, авиа-космо строение 90/10, обычное вооружение 60/40, мелкохозяйственные товары 58,5/41,5… Это все диктуется особенностью развития отрасли и не есть величина постоянная. В условиях высоко динамичного рынка она может меняться ежегодно! Для точного определения необходимо провести предварительный анализ пороговых скачков (например – построив кривую Лоренца, метод кластерного анализа).
Важно:
Некоторые менеджеры материальных запасов используют ABCD-анализ, при котором в группу D включают товары, на которые либо уже нет спроса, либо их уже больше не выпускают — "отжившие" товары. Товар может быть "мертвым" также в смысле учета, когда он полностью обесценен, и его стоимость списана. При наличии "мертвых" запасов менеджер часто пытается реализовать
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.