Конструкция фундаментов под главные механизмы. Конструкция кормовой оконечности, страница 3

Набор кормовой оконечности разделяется на два района: от ахтерпиковой переборки до ахтерштевня – ахтерпик и район в корму от оси баллера руля – подзор. Район в корму от ахтерпиковой переборки вследствие его узости, как правило, используют под балластный отсек. Сверху ахтерпик ограничивается водонепроницаемой платформой или палубой. Район подзора используется на малых судах для установки рулевой машиной, на больших судах – иногда под балластный отсек, иногда этот отсек остаётся сухим.

Кормовой подзор отделяется от ахтерпика высоким водонепроницаемым флором – переборкой, к которой крепится ахтерштевень. Этот флор принято называть транцевым.

Рисунок 2 – Высокие флоры под дейдвудной трубой

Основной опорой набора кормовой оконечности является ахтерпиковая переборка. По высоте ахтерпиковая переборка должна достигать палубы переборок. На одновинтовых судах сквозь ахтерпиковую переборку проходит гребной вал, дейдвудная труба которого крепится носовым концом к переборке. Толщину листа, к которому крепится фланец трубы, увеличивают на два раза по сравнению с остальными листами переборки. Стойки ахтерпиковой переборки устанавливают на расстоянии 600мм и крепят кницами. Размер стоек в средней части переборки должен быть увеличен, потому что из-за острых обводов трудно закрепить нижние концы стоек.

Кормовая оконечность должна иметь достаточную жесткость что может быть обеспечено установкой дополнительных переборок, пиллерсов, раскосов или платформ. В ахтерпике расстояние между флорами не более 0,6м. На одновинтовых судах флоры возвышаются над дейдвудной трубой не менее чем на 0,8м. вырезы во флорах для прохода дейдвудной трубы и ниже её подкрепляются поясками или ребрами жесткости.


В зависимости от конструкции кормы борта корпуса в ахтерпике имеют поперечную либо продольную систему набора. На судах с крейсерской кормой предусматривают по нормали к криволинейныной поверхности наружной обшивки поворотные шпангоуты. При транцевой корме кроме обычных шпангоутов по бортам в ахтерпике для подкрепления транца устанавливают параллельно ДП стойки-шпангоуты. На ледоколах предпочитают диагональная система подкрепления, когда параллельные шпангоуты полурамы размещают примерно по нормали к бортовой обшивке в районе КВЛ и под одинаковым углом к ДП (рисунок 3)

Рисунок 3 – Схемы набора кормовой оконечности

А – с транциевой; б – с крейсерской; 3 – с ледокольной кормой

На двух и трехвальных судах бортовые гребные винты подкрепляются отдельно установленными кронштейнами  специальными приспособлениями.

При использовании ахтерпика в качестве цистерн в ДП должна устанавливаться отбойная переборка.

Набор оконечности в районе подзора выполняют по поперечной системе. В зависимости от формы кормы шпангоуты устанавливают нормально к наружной обшивке и крепят бимсами, расположенными радиально к транцевому флору. Бортовой набор подкрепляют бортовым стрингером, а на больших судах промежуточными платформами и продольными местными переборками.      

Конструкция форштевня.

Форштевень – это стальной брусок в носовой оконечности судна, к которому крепятся листы наружной обшивки.

Он необходим для восприятия ударных нагрузок при встрече с плавающими предметами  льдами, при столкновении другими судами и т.д.

Форма форштевня зависит от типа и назначения судна. Вносу обычных судов форштевень делают наклонным в перёд на 15-30 градусов к вертикали. Чтобы в случае аварийного столкновения повреждения были меньше и только в надводной части судна. Наклонный нос вместе с развалом шпангоутов улучшает мореходные качества, увеличивает площадь палубы. В нижней части форштевня предусматривают плавные обводы.

По способу изготовления форштевни могут быть сварными, литыми и литосварными.


По конструкции их разделяют на брусковые (прямоугольного или круглого сечения), листовые и профильные.