Известные ученые-педиатры. Периоды детства. Медицинские группы здоровья

Страницы работы

Содержание работы

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра педиатрии

Пропедевтика детских болезней

Профессор, д.м.н.

Педиатрия (греч.) - наука о врачевании ребенка; функции медицинского попечения и лечения детей и подростков (от рождения до 17 лет) Как клиническая дисциплина подразделяется на педиатрию развития и педиатрию болезней. Педиатрия развития – контроль и ранняя коррекция отклонений в развитии ребенка Педиатрия болезней – лечебная помощь детям с выделением специализированных направлений: детской неврологии, кардиологии, аллерго-пульмонологии и т.д.) Выделяют 4 периода развития педиатрии: 1.Лечение детей по принципу взрослых. Труд М.В.Ломоносова «О размножении и сохранении российского народа». 2.Открытие воспитательных домов для детей – сирот: Франция (Париж)– Людовик Х1V; Россия (Москва, С.Петербург) И.И.Бецкой. Работа Ж.Ж. Руссо(1788): теория развития ребенка: «детство имеет свои собственные способы видения, мышления и чувствования». 3.Становление педиатрии как науки– начало Х1Х века- организация детских больниц и руководств по педиатрии. – первые детские больницы, ныне имени Н.Ф. Филатова (в Петербурге 1834, Москве -1842) - первый курс ухода за ребенком - акушер Н.М. Максимович – Амбодик - первое руководство по детским болезням «Педиятрика» - С. Ф. Хотовицкий: «Ребенок есть существо, которое растет и развивается только по присущим ему законам. Ребенок – не уменьшенная копия взрослого» - Первая кафедра педиатрии - в 1865 в Москве (2 палаты в клинике Захарьина) проф. Тольским.

Известные ученые-педиатры: Н.Ф.Филатов – впервые описал инфекционный мононуклеоз, ветряную оспу. Труд: «Семиотика и диагностика детских болезней». К. А. Раухфус – строительство детских больниц, труды, посвященные порокам сердца. Н.П. Гундобин - изучение АФО детского организма. Г.Н. Сперанский – первый организатор детского здравоохранения в СССР, первый директор Института охраны материнства и младенчества (НИИ педиатрии РАМН). Первый педиатрический ф-т в 1930 (на базе 11 МИ). В советский период: А.А.Кисель (изучение туберкулеза, ревматизма); Ю.Ф.Домбровская (болезни органов дыхания, коллагинозы) М.С.Маслов (особенности обмена веществ), А.Ф. Тур (диететика детей раннего возраста; А.В.Мазурин (детская гастроэнтерология, диететика) 4.(новый) период. Лидеры отечественной педиатрии: Н.И. Нисевич, Ю.Ф. Исаков, В.А. Таболин, Н.С. Кисляк, М.Я.Студеникин, В.К.Таточенко, И.М.Воронцов, Н.П.Шабалов, В.П.Бисярина, С.М. Гавалов.

Периоды детства (от зачатия до наступления половой и социальной зрелости – 2 этапа и 6 периодов) А.Внутриутробный этап (антенатальный) -фаза эмбрионального развития (2-3мес) -фаза плацентарного развития (3мес.-рождение) Б. Внеутробный этап развития 1. период новорожденности (неонатальный): а) ранний (до 7 дн.); б) поздний (8-28 дн.) 2. грудного возраста (1-12 мес.) 3. преддошкольный (1-3 г.) 4. дошкольный(3-6-7 лет) 5. младший школьный (7-12 лет); 11-13 - препубертат 6. старший школьный (12-18 лет); 13-16 – пубертат; 15-16 – конец полового созревания Антенатальный: токсикозы, угроза выкидыша, экстрагенитальные заболевания у матери, профессиональные вредности, резус – принадлежность, вирусные заболевания во время беременности, посещение школы матерей. Интранатальный и ранний неонатальный (перинатальный): течение родов, оценка по шкале Апгар, крик ребенка, DS при выписке из роддома Поздний неонатальный: родовая травма, асфиксия, недоношенность, ГБН, острые заболевания, пограничные состояния, ранний перевод на искусственное вскармливание Грудной возраст: повторные ОРЗ, рахит, анемия, дистрофия, диатезы, МАР(5-7)

Критерии здоровья →Особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического, социального анамнеза); → Физическое развитие; → Нервно – психическое развитие; →Уровень резистентности (совокупность генетически детерминированных неспецифических защитных механизмов, обуславливающих невосприимчивость к инфекциям); →Уровень функционального состояния организма (нормативы биохимических, функциональных и др.показателей ); → Наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития

  • Медицинские группы здоровья:
  • → 1группа – здоровые дети и подростки; дети с отдельными стигмами дизэмбриогенеза, не требующие коррекции;
  • → 2группа – здоровые дети и подростки с функциональными или морфологическими отклонениями от нормы, пограничными состояниями, требующими внимания и консультации специалистов;
  • → 3 группа – дети и подростки с хроническими заболеваниями;
  • → 4группа - дети – инвалиды.
  • Этика и деонтология в практике педиатра
  • Медицинская этика ( от.греч. обычай, нрав) – нравственные, гуманистические основы деятельности врача: честь, достоинство, совесть, такт.
  • Деонтология - центральная категория медицинской этики – (должное, надлежащее)– понятие долга
  • →Оказание помощи больному на высоком профессиональном уровне;
  • → Не участие в действиях против физического и психического здоровья людей;
  • →Неразглашение врачебной тайны;
  • →Повышение профессионализма;
  • →Помощь коллегам;
  • →Эмпатия (забота, внимание, вежливость)

Федеральная программа «Здоровый ребенок» Цель: внедрение эффективных профилактических и оздоровительных технологий; реализация медико – психологических методик, способствующих сохранению и укреплению здоровья ребенка на всем протяжении роста, развития; социальной адаптации и интеграции. Задачи: → сохранение государственной системы охраны здоровья матери и ребенка с приоритетом профилактической, превентивной педиатрии, → сохранение доступности дорогостоящих видов медицинской помощи с параллельным существованием частной медицины с выбором врача → совершенствование медицинской помощи детям и подросткам с обеспечением качества и безопасности путем внедрения стандартов (протоколов) диагностики и лечения → проведение информационных и образовательных мер в области охраны здоровья женщин и детей, повышение ответственности населения за состояние своего здоровья и своих детей (клубы здорового ребенка, школ бронхиальной астмы, сахарного диабета и проч.) → переход к компьютерному мониторингу здоровья детей, особенно групп медико – социального риска; → сконцентрировать научные исследования на разработке медицинских технологий, обеспечивающих рождение и развитие здоровых детей

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
468 Kb
Скачали:
0