Социально-психологическая функция теснейшим образом связана с социально-педагогической, направленной на оздоровление микроклимата в воинских частях, создание педагогически организованной среды, обеспечивающей нормальные условия для выполнения воинского долга, нормализации семейных отношений и др. Эта функция предполагает широкое использование различных социальных институтов
(клубов, спортивных комплексов и др.).
Социально-психологическая работа в армии требует учета специфики образа жизни, связанного с компактным проживанием в гарнизонах, где семейно-соседские отношения приобретают особое значение.
Важна и организация досуга, требующая умелого выявления интересов и потребностей людей в разных видах внеслужебной деятельности.
Социальный работник в ВС должен обладать всеми качествами, характерными для профессионала, работающего в органах социальной защиты населения. Должны быть разработаны критерии профессиональной пригодности, предполагающей научно обоснованный отбор по следующим характеристикам: наличие профессиональной ориентации, профессиональных и теоретических знаний, физического и психологического здоровья, состояния общего и интеллектуального развития. При этом обязательное проведение психодиагностики, то есть психологическое изучение претендентов на овладение профессией, способность работать с женщинами в условиях армейской жизни, помогать женщинам-военнослужащим в сложных ситуациях. Например, взаимоотношения с командиром, выяснение причин задержки очередного присвоения воинского звания, решение семейных проблем и др.
Социальный работник в армии должен знать постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов о взаимоотношениях между
--------------------------------------- 51. Собеседник воина.1994.N 8.,с.16.
- 30 должностными лицами, формы и методы воспитательной работы.
Получение практически универсальных знаний возможно после соответствующей подготовки в высшем учебном заведении типа МГСУ.
Особо должно быть обращено внимание на социально-правовые дисциплины, ориентированные на защиту женщин-военнослужащих, наиболее уязвимой группы в ВС РФ, которые в настоящее время наиболее часто становятся объектом необоснованных посягательств на права и льготы. К сожалению, в России мало специалистов социального права, а в условиях армейской жизни их еще меньше.
Социальный работник ВС должен изучать медико-социальные дисциплины, дающие представление об организации здорового образа жизни женщин в армейских условиях, охране психического здоровья.
Иными словами, подготовка социального работника имеет комплексный интегративный междисциплинный характер, что позволит ориентироваться и оказывать профессиональную помощь при решении разнообразных проблем.
Необходимо также иметь в виду, что без учета политических, экономических, демографических, духовных и других факторов невозможно оформить себя как профессионально пригодного для этой работы в системе Вооруженных Сил. Кроме того, работа в армейских условиях весьма специфична и, соответственно, ее эффективность зависит от уровня знаний образа жизни в армии. Нужно уметь выдержать агрессивное, враждебное отношение к себе со стороны командиров, еще не осознавших происходящие изменения в армии.
Обязательным условием является личная и социальная ответственность, доброта, чувство справедливости, собственного достоинства, уважения к другим, вежливость, терпимость. Теоретики социальной работы выделяют прежде всего психологические характеристики личностных качеств социального работника, предполагающие умение работать с людьми, проявлять терпение, способность понять своего подопечного, наличие обязательного самоконтроля и самокритичности, самооценки своих поступков, умение управлять своими эмоциями. Должны присутствовать и такие качества социального работника как коммуникативность (умение быстро устанавливать контакты, улавливать настроение, а также убеждать, внушать определенные ценности, уметь воспринимать собеседника, улавливать его состояние).
Становление социального работника как профессионала - это
- 31 длительный процесс, осуществляемый под воздействием ряда факторов: семьи, школы, микроклимата в воинском подразделением и др., способствующих выработке определенных качеств, реализации способностей, направленных на выработку черт сострадания, желания помочь людям. Среди этических норм выделяются желание и обязанность служить интересам и благосостоянию индивида, негативное отношение к проявляющейся дискриминации по полу, соблюдение конфиденциальности по отношению к клиенту и др.
Для социального работника в ВС обязательны педагогические навыки, среди которых должна присутствовать наблюдательность и предвидение поведения человека, что помогает смодулировать этапы своей работы, учесть основные и возможные противоречия. Необходима обстановка, располагающая к доверию и передаче более полной информации.
Должна предполагаться систематическая работа среди командного состава, состоящего из мужчин, нередко прибегающих к грубости, бескультурью, хамству.
Социальный работник в ВС должен обладать качествами, обеспечивающими управление своим поведением в экстремальных ситуациях, при этом не забывать о чувстве такта, которое в значительной мере обеспечивает понимание изменений в настроении и психологическом состоянии клиента. Добиваться положительных результатов в работе с людьми - это искусство.
Важный социальный принцип в социальной работе "не навреди"
необходимо соблюдать и в армейских условиях.
Социальная защита женщин-военнослужащих несомненно требует научной разработки технологии оказания социальной помощи с учетом различных категорий женщин. Теоретическая база предполагает учет новых условий, поло-ролевых функций, гендерные особенности. Научно-исследовательскими институтами и МГСУ необходимо подготовить новую модель социальной службы в армии, избегая традиционно мужского подхода. Следует также четко определить основные причины дискриминации женщин в армии. Должна быть единая общегосударственная политика. Это вполне может осуществить Министерство социальной защиты населения РФ. В армейских подразделениях обязателен социальный работник по должности являющийся заместителем командира войсковой части. Совершенно очевидно, что без специальных органов, кадров, без четкого функционирования механизма социальной
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.