2.1.3.Описание продольного профиля.
Исходными данными для проектирования продольного профиля дороги является: нормы и ограничения, предусмотренные СНиП 2.05.02 -85; вычерченный профиль по оси дороги; рекомендуемые рабочие отметки; контрольные точки проектной линии. Продольный профиль вычерчивают по данным отметкам земли по оси дороги, которые определяют по топографической карте, а при реальном проектировании по данным нивелировочного журнала.
Чтобы построить линию продольного профиля надо знать ее отметки на пикетах и плюсовых точках по трассе. Плюсовыми точками являются: точки изменения крутизны склонов, характеризующиеся резким изменением густоты горизонталей; крайние точки на возвышениях и понижениях рельефа местности, где изменяется продольный уклон, переломные точки на обрывах и оврагах.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ЛИНИИ С УЧЕТОМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Одним из наиболее сложных, ответственных и трудоемких этапов проектирования автомобильной дороги является нанесение проектной линии продольного профиля.
На положение проектной линии влияют:
продольный профиль поверхности земли по оси дороги (на некоторых участках он может иметь большие перепады высот);
почвенно-грунтовые условия, позволяющие решить задачи распределения земляных масс и пригодности грунта для устройства земляного полотна;
климатические факторы, от которых зависит конструкция земляного полотна и дорожной одежды;
гидрологические условия, определяющие типы и размеры водоотводных и водопропускных сооружений;
экономические условия, обеспечивающие минимум суммарных приведенных затрат на строительство дороги.
Основными и решающими факторами при выборе положения трассы в плане и продольном профиле являются требования безопасности движения.
Скорость движения является одним из основных показателей транспортно-эксплуатационных качеств автомобильной дороги. Чередование участков с различными дорожными условиями, места с ограниченной видимостью дороги, крутые спуски и подъемы с поворотами в плане значительно изменяют скорости движения, и от водителя требуется повышенная внимательность и осторожность. Каждый водитель должен считаться с дорожными условиями и выбирать безопасную скорость. Проектировщик обязан правильно решить задачу сочетания участков в плане и продольном профиле, имеющих различную скорость движения.
Плавность сочетания кривых плана и продольного профиля в основном зависит от соотношения длин и радиусов кривых, а также от смещения основных элементов кривых в плане и продольном профиле по отношению друг к другу.
Если кривая в плане значительно короче вертикальной кривой, в перспективе дорога имеет излом и просадку, поэтому для водителя создается напряженная ситуация и он уменьшает скорость. Проектирование выпуклых вертикальных кривых малых радиусов на прямых участках не рекомендуется. При совпадении вертикальных и горизонтальных кривых желательно, чтобы длины вертикальной и горизонтальной кривых длины совпадали или горизонтальная кривая была всегда длиннее вертикальной кривой и больших радиусов.
Самым опасным участком считается место сопряжения концов кривых в плане с началом выпуклых и вогнутых кривых. Неожиданный поворот в плане создает ситуацию, в которой водитель на знает дальнейшее направление дороги, если еще применена минимально допустимая вертикальная выпуклая кривая. Аварийные ситуации в таких случаях неизбежны. Подобная ситуация создается на участке вогнутой кривой в ночное время. Проектировщик должен стремиться увеличивать предельную норму для элементов плана и продольного профиля для данной категории дороги. Применение радиусов кривых в плане и продольном профиле больше минимально допустимых дает возможность сохранить конструкцию земляного полотна при реконструкции дороги.
При проектировании дорог всех категорий, когда условия местности и экономическая целесообразность оправданы, необходимо соблюдать следующие требования: продольные уклоны должны быть не более 30 %0; расстояние видимости для остановки автомобиля - не менее 450 м; радиусы кривых в плане - не менее 3000 м; радиусы выпуклых кривых - не менее 70 000 м; радиусы вогнутых кривых - не менее 8000 м; длина выпуклой кривой не менее 300 м, вогнутой - не менее 100 м.
В переломы проектной линии вертикальные кривые можно не вписывать при алгебраической разности уклонов i1 - i2 менее 5 %0, для
дорог I и II категорий, менее 10 %0 - III категории, менее 20 %0 - IV и V
категорий.
Проектную линию при пересечении и примыкании автомобильных дорог в одном уровне следует располагать на прямых участках с обеспеченной видимостью, продольный уклон не должен превышать 40%0.
Пересечение автомобильных дорог железными дорогами должны быть под прямым углом, допускается острый угол пересекающихся дорог в одном уровне не менее 60°. Подходы автомобильной дороги к пересечениям на протяжении 50 м следует проектировать с продольным уклоном не более 30%0.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.