Приемы дифференцированной логопедической работы по преодолению произносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции, страница 6

Картошку, капусту,морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..

(к выделенным словам были подобраны предметные картинки).

·  Игры-упражнения на основе текстового материала:

-  составление короткого рассказа по серии сюжетных картинок: дети должны были составить связный рассказ из двух-четырех простых распространенных предложений и проговорить каждое предложение на одном выдохе; побеждал тот ребенок, который составлял связный рассказ из большего количества предложений и правильно произносил текст;

-  чтение стихотворений, сопровождавшееся соответствующими по смыслу движениями (использовались стихотворные тексты, представленные в пособиях И. Лопухиной [130], Т.М. Власовой, А.Н. Пфафенродт [34] и других авторов);

-  чтение небольших стихотворных текстов с соблюдением пауз между интонационно-смысловыми отрезками и осуществлением во время пауз вдоха: дети проговаривали текст сначала под дирижирование педагога (по схеме: рука быстро поднимается вверх – вдох, рука плавно опускается вниз – проговаривание текстового отрезка на длительном плавном выдохе), затем дирижировали вместе с педагогом и, наконец, читали стихотворение, сопровождая его самостоятельным дирижированием.

Игры и упражнения для развития голосовых функций.

·  Игры и упражнения на основе звукового материала, например:

-  Детям демонстрировалась картинка с изображением шестиэтажного дома, в двух вертикальных рядах окон были размещены гласные буквы, с правой и с левой стороны дома были нарисованы лифты и обозначено направление их движения – вверх и вниз. Педагог объяснял детям суть задания: «На каждом этаже располагается определенная гласная буква. Давайте поднимемся и спустимся на лифте, напевая песенку каждого гласного. Чем выше этаж, тем выше наш голос. И наоборот, чем ниже этаж, тем ниже голос. Поднимаясь на лифте, поем на одном выдохе, не делая пауз между звуками. Когда доберемся до верхнего этажа, сделаем вдох и спустимся вниз. Помогайте себе движениями рук: указательный палец правой руки передвигайте по этажам, левой рукой показывайте изменение голоса в зависимости от высоты этажа».

-  Педагог демонстрировал детям три картинки: «лопнувший воздушный шар (вид транспорта)», «шипящая змея», «дерево» –  и просил определить: во-первых, что звучит громче, а что – тише (выходящий из огромного лопнувшего шара воздух, шипение змеи, шелест листвы); во-вторых, каким речевым звуком можно передать данные звучания (звуком [Ш]). Затем дети в соответствии содержанием картинки произносили звук очень громко на сильном интенсивном речевом выдохе, голосом разговорной громкости или шепотом.

·  Игры и упражнения на слоговом материале, например:

-  Детям демонстрировались картинки с изображением различных животных и их детенышей (утки и утят, кошки и котят, быка, коровы и теленка и т.д.),  и предлагалось воспроизвести голоса этих животных. Например, звукоподражание «му» при передаче голоса быка должно было звучать очень громко и низко, голоса коровы – со средней громкостью и высотой, голоса теленка – более тонко и тихо.

·  Игры и упражнения на основе словесного материала, например:

-  Проговаривание названий пальцев рук, дней недели, месяцев, порядковый счет в пределах десяти с постепенным повышением, а затем понижением голоса или усилением, а затем ослаблением голоса.

-  Педагог демонстрировал детям картинку, на которой были изображены все герои сказки «Репка», державшиеся друг за друга, и предлагал детям назвать этих персонажей, постепенно изменяя голос от тихого и высокого до громкого и низкого: «Мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку».

·  Игры и упражнения на основе фразового материала

Например, изменение силы голоса (от тихого до громкого) при проговаривании предложений:

Мяч покатился под горку, запрыгал по кочкам и шлепнулся в лужу.

Дождь по листьям зашелестел, по стеклам застучал, по крыше загремел и вдруг раздался раскат грома.

·  Использовались игры-инсценировки (на основе дидактических игр-сказок из серии «Живое чтение»), чтение коротких забавных диалогов (на основе речевого материала, представленного в пособиях Л.Е. Стрельцовой, Н.Д. Тамарченко [205], Т.И. Бахметьевой, Г.Т. Соколовой [53], а также авторских стихотворных текстов).

Например,

Мамы и дети.


Позвала утенка утка:

(низко)

«Кря, беги ко мне, малютка!

Я поймала червяка,

Ты поклюй его пока».

Побежал утенок к маме,

А червяк пополз под камень.

Удивлен утенок: (высоко)

«Кряк!

Где же, мама, мой червяк?»

               ***

Говорит мышонку мышь:

(низко)

«Что же ты, сынок, не спишь?»

отвечает ей мышонок:

(высоко)

«Испугался я спросонок –

мне приснился страшный кот

и теперь болит живот».

                ***

Шустрый маленький котенок –

Непоседливый ребенок.

Молоко свое пролил –

Маму-кошку рассердил:

(низко)

«Раз такой ты хулиган,

Отправляйся-ка в чулан!»

(высоко)

«Нет, мама, лучше я на крышу,

А то в чулане живут мыши!»


Для акцентировании внимания детей на изменении тона голоса и его силы использовались: приемы дирижирования (рука на уровне шеи – средний регистр или голос нормальной разговорной громкости, руки вверх – повышение голоса до верхнего регистра или усиление голоса, рука вниз –  переход голоса в нижний регистр или ослабление голоса до шепота); графические схемы (стрелки, направленные вверх – высокий голос или громкий голос, горизонтально – голос средней высоты или средней громкости, вниз – низкий голос или тихий голос; ступеньки).

Приемы, направленные на развитие просодики

1.  Работа над темпо-ритмической организацией высказывания.

В процессе работы над сериями слогов, словами и короткими (три-четыре слова) предложениями использовались графические схемы, например:

-  детям демонстрировалась графическая схема (–  –  / –  – ) и предлагалось воспроизвести ее при помощи серии однотипных слогов с правильно произносимым в речи согласным звуком (па-па-па’-па-па);

-  детям предлагалось прослушать слово, отхлопать его ритмический рисунок с акцентом на ударном слоге и выбрать из нескольких предложенных схем подходящую;

-  дети должны были выбрать из предложенных картинок ту, название которой соответствовало бы заданной схеме;