Картошку, капусту,морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!..
(к выделенным словам были подобраны предметные картинки).
· Игры-упражнения на основе текстового материала:
- составление короткого рассказа по серии сюжетных картинок: дети должны были составить связный рассказ из двух-четырех простых распространенных предложений и проговорить каждое предложение на одном выдохе; побеждал тот ребенок, который составлял связный рассказ из большего количества предложений и правильно произносил текст;
- чтение стихотворений, сопровождавшееся соответствующими по смыслу движениями (использовались стихотворные тексты, представленные в пособиях И. Лопухиной [130], Т.М. Власовой, А.Н. Пфафенродт [34] и других авторов);
- чтение небольших стихотворных текстов с соблюдением пауз между интонационно-смысловыми отрезками и осуществлением во время пауз вдоха: дети проговаривали текст сначала под дирижирование педагога (по схеме: рука быстро поднимается вверх – вдох, рука плавно опускается вниз – проговаривание текстового отрезка на длительном плавном выдохе), затем дирижировали вместе с педагогом и, наконец, читали стихотворение, сопровождая его самостоятельным дирижированием.
Игры и упражнения для развития голосовых функций.
· Игры и упражнения на основе звукового материала, например:
- Детям демонстрировалась картинка с изображением шестиэтажного дома, в двух вертикальных рядах окон были размещены гласные буквы, с правой и с левой стороны дома были нарисованы лифты и обозначено направление их движения – вверх и вниз. Педагог объяснял детям суть задания: «На каждом этаже располагается определенная гласная буква. Давайте поднимемся и спустимся на лифте, напевая песенку каждого гласного. Чем выше этаж, тем выше наш голос. И наоборот, чем ниже этаж, тем ниже голос. Поднимаясь на лифте, поем на одном выдохе, не делая пауз между звуками. Когда доберемся до верхнего этажа, сделаем вдох и спустимся вниз. Помогайте себе движениями рук: указательный палец правой руки передвигайте по этажам, левой рукой показывайте изменение голоса в зависимости от высоты этажа».
- Педагог демонстрировал детям три картинки: «лопнувший воздушный шар (вид транспорта)», «шипящая змея», «дерево» – и просил определить: во-первых, что звучит громче, а что – тише (выходящий из огромного лопнувшего шара воздух, шипение змеи, шелест листвы); во-вторых, каким речевым звуком можно передать данные звучания (звуком [Ш]). Затем дети в соответствии содержанием картинки произносили звук очень громко на сильном интенсивном речевом выдохе, голосом разговорной громкости или шепотом.
· Игры и упражнения на слоговом материале, например:
- Детям демонстрировались картинки с изображением различных животных и их детенышей (утки и утят, кошки и котят, быка, коровы и теленка и т.д.), и предлагалось воспроизвести голоса этих животных. Например, звукоподражание «му» при передаче голоса быка должно было звучать очень громко и низко, голоса коровы – со средней громкостью и высотой, голоса теленка – более тонко и тихо.
· Игры и упражнения на основе словесного материала, например:
- Проговаривание названий пальцев рук, дней недели, месяцев, порядковый счет в пределах десяти с постепенным повышением, а затем понижением голоса или усилением, а затем ослаблением голоса.
- Педагог демонстрировал детям картинку, на которой были изображены все герои сказки «Репка», державшиеся друг за друга, и предлагал детям назвать этих персонажей, постепенно изменяя голос от тихого и высокого до громкого и низкого: «Мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку».
· Игры и упражнения на основе фразового материала
Например, изменение силы голоса (от тихого до громкого) при проговаривании предложений:
Мяч покатился под горку, запрыгал по кочкам и шлепнулся в лужу.
Дождь по листьям зашелестел, по стеклам застучал, по крыше загремел и вдруг раздался раскат грома.
· Использовались игры-инсценировки (на основе дидактических игр-сказок из серии «Живое чтение»), чтение коротких забавных диалогов (на основе речевого материала, представленного в пособиях Л.Е. Стрельцовой, Н.Д. Тамарченко [205], Т.И. Бахметьевой, Г.Т. Соколовой [53], а также авторских стихотворных текстов).
Например,
Мамы и дети.
Позвала утенка утка:
(низко)
«Кря, беги ко мне, малютка!
Я поймала червяка,
Ты поклюй его пока».
Побежал утенок к маме,
А червяк пополз под камень.
Удивлен утенок: (высоко)
«Кряк!
Где же, мама, мой червяк?»
***
Говорит мышонку мышь:
(низко)
«Что же ты, сынок, не спишь?»
отвечает ей мышонок:
(высоко)
«Испугался я спросонок –
мне приснился страшный кот
и теперь болит живот».
***
Шустрый маленький котенок –
Непоседливый ребенок.
Молоко свое пролил –
Маму-кошку рассердил:
(низко)
«Раз такой ты хулиган,
Отправляйся-ка в чулан!»
(высоко)
«Нет, мама, лучше я на крышу,
А то в чулане живут мыши!»
Для акцентировании внимания детей на изменении тона голоса и его силы использовались: приемы дирижирования (рука на уровне шеи – средний регистр или голос нормальной разговорной громкости, руки вверх – повышение голоса до верхнего регистра или усиление голоса, рука вниз – переход голоса в нижний регистр или ослабление голоса до шепота); графические схемы (стрелки, направленные вверх – высокий голос или громкий голос, горизонтально – голос средней высоты или средней громкости, вниз – низкий голос или тихий голос; ступеньки).
Приемы, направленные на развитие просодики
1. Работа над темпо-ритмической организацией высказывания.
В процессе работы над сериями слогов, словами и короткими (три-четыре слова) предложениями использовались графические схемы, например:
- детям демонстрировалась графическая схема (– – / – – ) и предлагалось воспроизвести ее при помощи серии однотипных слогов с правильно произносимым в речи согласным звуком (па-па-па’-па-па);
- детям предлагалось прослушать слово, отхлопать его ритмический рисунок с акцентом на ударном слоге и выбрать из нескольких предложенных схем подходящую;
- дети должны были выбрать из предложенных картинок ту, название которой соответствовало бы заданной схеме;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.