●Ребёнок вытягивал нижнюю губу, охватывал ею верхнюю губу, затем через щель между верхней и нижней губами производил сильный выдох в направлении носа.
●Ребенок верхней губой охватывал нижнюю и через щель между верхней и нижней губами производил сильный выдох в направлении подбородка. ●Дети учились свистеть – формировался специфический уклад губ.
● Дети дули на легко перемещавшиеся предмет.
●Удерживание между губами полоски клеенки в течение 3-5 мин во время игры, выполнения домашних заданийи т.п.
●Ребёнок набирал в рот воды и удерживал её, не проглатывая и не разжимая губ.
●Ребенок с напряжением выливал воду из ротовой полости через правый или через левый угол рта.
●Ребёнок закладывал согнутые мизинцы в углы рта и слегка растягивал их, сжимая губы и следя за тем, чтобы они не выворачивались.
●Применялись ватные валики: небольшие ватные валики закладывались в области переходной складки преддверия полости рта по обе стороны от уздечки верхней губы. Ребёнок смыкал губы и произносил ряд фраз, содержащих звуки [п], [б], [м], (Например, «Белые облака бегут по голубому небу»).
●Использовались две пуговицы диаметром 25-30 мм, соединенные шнурком и располагавшиеся на расстоянии 15-18 см друг от друга. Одну пуговицу ребёнок захватывал губами, а другую брал правой рукой и натягивал шнур.
●Использовалась силиконовая соска-пустышка: ребенок совершал всасывающее движение и пытался удержать соску губами, педагог за кольцо-держатель медленно вытягивал соску из ротовой полости ребенка. ●Использовался небольшая овальная пластмассовая загубная часть соски-пустышки (сама соска при этом была удалена). Загубная часть соски помещалась в предверие ротовой полости ребенка и удерживалась сомкнутыми губами. Педагог или сам ребенок за кольцо-держатель пытались вытянуть ее из ротовой полости.
●Использовалась пипетка с водой: резиновая часть пипетки помещалась между губами ребенка. Ребенок, сжимая губы, пытался удалить воду.
2. Развитие мышц, регулирующих положение нижней челюсти.
●При дистальном прикусе ребёнок медленно выдвигал нижнюю челюсть вперёд до тех пор, пока режущие края нижних резцов не устанавливались впереди верхних. В таком положении нижняя челюсть удерживалась около 10 сек, затем медленно занимала исходное положение. То же упражнение ребёнок выполнял с поворотом головы сначала вправо, а затем влево.
●При мезиальном прикусе ребёнок открывал рот и медленно закрывал его, смещая нижнюю челюсть назад, и устанавливал передние зубы в краевом смыкании. Такое положение удерживалось в течение 4-8 сек. Облегчённый вариант выполнения упражнения – движение челюсти с запрокидыванием головы назад.
●Упражнение для мышц, поднимающих нижнюю челюсть, – прикусывание палочки. Палочка с надетой на нее резиновой трубкой прокладывалась между боковыми зубами ребёнка и удерживалась в таком положении. Ребёнок сжимал и разжимал зубы, постепенно перемещая палочку по зубному ряду.
●Имитация ребенком активных жевательных движений: а) с сомкнутыми губами, б) с разомкнутыми губами, широко открывая рот и как можно сильнее напрягая мышцы нижней челюсти.
●Упражнения, направленные на развитие подвижности нижней челюсти:
а) широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то вправо, то влево;
б) широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то как можно дальше вперед, то максимально назад;
в) предлагалось координировать направление движений нижней челюсти и темп их выполнения с движениями руки педагога. Движения руки педагога в горизонтальной плоскости соответствовали смещению нижней челюсти ребенка вправо, влево, вперед, назад; движения руки в вертикальной плоскости определяли открывание и закрывание рта ребенка со смещением нижней челюсти или без него.
●Ребенок широко открывал рот и помещал указательные пальцы рук на боковые зубы нижнего зубного ряда, надавливая на нижнюю челюсть. При попытке сомкнуть челюсти возникал эффект сопротивления.
●Педагог помещал свою руку по подбородок ребенка. Ребенок пытался открыть рот (опустить нижнюю челюсть), преодолевая сопротивление руки.
●Специалист располагал большой палец своей правой руки на подбородке под нижней губой ребенка и производил легкое надавливание на его нижнюю челюсть в горизонтальном направлении; ребенок, напрягая мышцы нижней челюсти, пытался преодолеть сопротивление и выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
Рис. 5. Работа с активатором 3. Рис. 6. Работа с межгубной
пластмассовой пластинкой.
Рис. 8. Вестибулярные пластинки. Рис. 9. Работа с вестибулярной
Рис. 12, 13. Работа с межгубным металлическим диском.
Миодыхательная гимнастика
Комплекс упражнений состоял из нескольких частей.
I. Упражнения, направленные на укрепление мышц шеи и подчелюстной области. (Эти упражнения дети выполняли стоя или сидя на стульях. Все движения совершались плавно, в медленном темпе).
· Ребенок сидел на стуле, опираясь на его спинку. При нейтральном положении головы ребенок делал глубокий вдох через нос, затем медленно наклонял голову вперед, стараясь при этом дотронуться подбородком до груди. При наклоне максимально вперед выдвигалась нижняя челюсть и производился плавный медленный выдох через рот. Затем ребенок снова занимал исходное положение.
· Исходное положение было то же. При нейтральном положении головы ребенок делал глубокий вдох через нос, затем медленно запрокидывал голову назад, производя плавный выдох через рот (который был приот-крыт) и стараясь как можно дальше отодвинуть нижнюю челюсть назад.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.