Приемы дифференцированной логопедической работы по преодолению произносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции, страница 5

· Особое внимание уделялось формированию произвольного целенаправленного выдоха и регуляции его длительности, силы, плавности. Применялись такие игры и игровые приемы, как «Пароходик» (тренировка целенаправленного сильного ротового выдоха через нижнюю губу или сформированный на спинке языка желобок в небольшой пузырек с узким горлышком),  «Кораблики» (дутье на один из бумажных корабликов, плававшие в тазике с водой), «Снежинки», «Бабочки» (дутье на фигурки из бумаги, подвешенные на нитках или расположенные на столе), «Загони мяч в ворота» (при помощи целенаправленного ротового выдоха маленький бумажный шарик перемещался по поверхности стола в сторону игрушечных ворот), задувание свечей, перемещение по горизонтальной поверхности небольших легких карандашей, пластмассовых трубочек (соломинок для сока) при помощи сильного целенаправленного ротового выдоха.

· Для дифференциации ротового и носового выдоха были использованы следующие упражнения: вдох и выдох носом, чередующийся со вдохом и выдохом ртом; вдох носом, выдох ртом и наоборот. Для контроля утечки воздуха через носовые ходы у крыльев носа помещались полоски бумаги.

· Для развития ритмичности носового и ротового дыхания

-  Дыхание под счет в процессе ходьбы, при этом ходьба осуществлялась в различном темпе (начиналась работа со среднего темпа, потом вводился ускоренный темп, затем – медленный); вдохи и выдохи производились по различным схемам, состоявших их двух, трех и четырех элементов (например, в течение трех шагов – вдох, в течение трех шагов – выдох) регуляция темпа и ритма движений осуществлялась педагогом посредством хлопков или счета.

-  Дыхание детей под дирижирование педагога. (Например,  движение руки вверх – вдох, вниз – выдох)

· Для развития грудобрюшного типа дыхания  использовались следующие упражнения. «Качели»: ребенок лежал на мягком коврике на полу в расслабленном положении, на область его диафрагмы помещалась небольшая легкая игрушка и предлагалось, вдыхая и выдыхая, покачать ее. Ребенок следил глазами за опусканием и подниманием игрушки.  «Надуй шарик»: ребенок сидел на стуле, положив ладонь на область диафрагмы. Ребенку предлагалось глубоко вдохнуть – «надуть шарик» и плавно выдохнуть – «сдуть шарик» (при этом ребенок следил глазами за поднятием и опусканием руки, расположенной на диафрагме).

Элементы фонетической ритмики для развития фонационного выдоха.

Звук [А]. Исходное положение: руки детей были вытянуты вперед и на уровне груди образовывали круг. При длительном произнесении звука [А] дети плавно разводили руки в стороны, при этом кисти рук оставались округленными.

Звук [О]. Исходное положение: руки детей были опущены по бокам, мизинцы прижаты к туловищу. При длительном произнесении звука [О] дети плавно поднимали руки вверх, кисти рук были округлены. Руки над головой образовывали овал.

Звук [У]. Исходное положение: руки детей были согнуты в локтях, локти приподняты, пальцы одной руки соединены в «кольцо» (пальцы – с указательного по мизинец – были согнуты и соприкасались с большим пальцем), пальцы другой руки плотно обхватывали «кольцо» – получалась воображаемая труба. «Труба» была приближена ко рту. При длительном произнесении звука [У] дети медленно разгибали руки в локтях, при этом пальцы обеих рук оставались в исходном положении. «Труба» удалялась ото рта.

Звук [Ы]. Исходное положение: руки детей были согнуты в локтях, локти приподняты, ладони расположены на уровне груди; ладонь одной руки располагалась на тыльной поверхности другой. При длительном произнесении звука [Ы] дети медленно с напряжением разгибали руки в локтях и опускали вниз; кисти оставались в исходном положении. Руки как будто давили на «большую кнопку».

Звук [Э]. Исходное положение: руки детей были вытянуты вперед, разогнуты в локтях и напряжены; ладони и пальцы рук, соприкасаясь друг с другом, образовывали «лодочку». При длительном произнесении звука [Э] дети плавно сгибали руки в локтях, при этом пальцы и ладони оставались в исходном положении. «Лодочка» приближалась к груди.

Приемы, направленные на развитие собственно речевого выдоха.

Применялись следующие игры и упражнения:

·  Игра «Словесные цепочки» проводилась на различном тематическом словесном материале, например:

-  «имена»: дети вставали в круг, педагог называл свое имя и предлагал стоявшему рядом с ним ребенку его повторить и назвать свое имя, произнося слова на одном выдохе; следующий по кругу ребенок на одном выдохе проговаривал уже три имени (два предыдущих и одно свое) и т.д.;

-  «счет»: детям дошкольного возраста предлагалось по очереди считать от одного до десяти (школьникам – от одного до двадцати) и обратно на одном выдохе; дети по очереди проговаривали числовой ряд, увеличивая его каждый раз на одно слово;

-  «временные представления»: детям предлагалось на одном выдохе называть по порядку времена года, дни недели, месяцы, каждый ребенок увеличивал словесный ряд на одно слово;

-  «игрушки», «овощи», «фрукты», «животные», «птицы», «насекомые», «одежда», «города» и т.д.: каждый ребенок на одном выдохе прого-варивал слова, ранее названные другими детьми, и добавлял свое слово.

·  Игры-упражнения на основе фразового материала были направлены на развитие речевого дыхания и слитности речи:

-  составление предложения по одной сюжетной картинке: педагог раздавал детям различные сюжетные картинки, предлагал составить по картинке одно длинное предложение (сначала из трех-четырех, затем из пяти-восьми слов) и произнести его на одном выдохе; дети по очереди проговаривали свое предложение, выигрывал ребенок, который составлял связное предложение с наибольшим количеством слов и правильно произносил его;

-  проговаривание различных чистоговорок, пословиц, потешек;

-  использование фрагментов известных стихов К. Чуковского, С. Михалкова и других авторов; педагог произносил полностью стихотворный текст и  разучивал с детьми одну-две первые строчки четверостишия, затем дети должны были по очереди проговаривать текст на одном выдохе, каждый раз увеличивая предложение на одно слово, называя картинки, которые педагог помещал на доске. Например,


С. Маршак            Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

С. Михалков          Хозяйка однажды с базара пришла,

                               Хозяйка с базара домой принесла: