Цели и задачи хирургии вообще и курса общей хирургии в частности. Основные этапы развития мировой и белоруской хирургии;

Страницы работы

135 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ

Минск 2000

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Минский государственный медицинский институт

Кафедра общей хирургии

ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ

Учебно-методическое пособие

Под редакцией

а и В.Е Кременя

Утверждено Научно-методическим советом института

в качестве учебно-методического пособия

«….» ____________2000г., протокол № ___

Минск 2000

УДК  617 (075.8)

ББК  54.5я73

0 - 28

Рецензент: заведующий кафедрой хирургических болезней № 1 МГМИ, доктор медицинских наук, профессор .  

Авторы: , , , , , , , , ,

0 28  Общая хирургия: Учеб.-метод. пособие / , , и др. – Мн.: МГМИ, 2000. - 261с.

ISBN

По каждой теме практического занятия изложена мотивация его, поставлены цели и конкретные учебно-целевые задачи. Приведены методические рекомендации по самоподготовке к занятию с указанием рекомендуемой для изучения литературы и блоком информации.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов III курса лечебного, военно-медицинского и педиатрического факультетов, а также медицинского факультета иностранных учащихся.

УДК  617 (075.8)

                                                                                                  ББК   54.5я73                                                                                                    

ISBN                                                                       с  Коллектив авторов, 2000

с Минский государственный медицинский институт                                                                                    

Предисловие

Предмет общей хирургии занимает особое место в системе обучения студентов медицинского ВУЗа в формировании мировозрения будущего врача. Это обусловлено, во-первых, сутью самого предмета, который содержит большой блок информации как по основным теоретическим аспектам хирургии, так и по базисным клиническим данным ряда современных ее направлений. Особенностью предмета также является то, что данные, которые излагаются в курсе общей хирургии, далеко выходят за рамки интересов собственно хирургии и являются полезными и необходимыми для любого врача, занимающегося клинической практикой. Например, каждому врачу необходимо знать вопросы асептики и антисептики, переливания крови и кровезаменителей, закономерностей протекания инфекционных процессов в организме человека на примере хирургических инфекции и ряд других. Во-вторых, общая хирургия преподается студентам 3-го курса, которые после 2-летнего изучения теоретических медико-биологических дисциплин впервые попадают на клиническую кафедру, призванную стать своеобразным мостом от теории к клинической практике, и помочь студентам уже с первых шагов начать формирование клинического мышления.

В связи с этим большое значение приобретает систематизация и стандартизация преподавания общей хирургии по единым канонам, разработанным наиболее грамотными и квалифицированными преподавателями. Одним из инструментов унификации преподавания предмета являются учебно-методические разработки. Следует отметить, что в настоящее время наметились два подхода к созданию учебно-методических материалов. Это монотематические методички, освещающие какой-то конкретный вопрос или тему занятия, и более солидная методическая работа в виде сборника методических разработок по всему предмету. Располагая многолетним опытом работы над учебно-методической литературой преподаватели кафедры общей хирургии однозначно считают, что второй подход, а именно создание сборника учебно-методических разработок является наиболее эффективным, экономически оправданным, позволяющим получить полноценное пособие, которое существенно облегчит работу как студента так и преподавателя, позволит более эффективно использовать учебное время и качественно решить задачи, стоящие перед кафедрой общей хирургии.

Профессор Г.П.    

Тема занятия: Вводное занятие. Знакомство с клиникой.       

I. Введение.

Первое занятие по общей хирургии призвано ознакомить студента-третьекурсника, впервые переступающего порог хирургической клиники, с задачами курса общей хирургии, с организацией хирургической помощи больному, правилами поведения в хирургическом стационаре, взаимоотношения с медперсоналом, а также с историей кафедры общей хирургии, ее научными направлениями.

II. Цель практического занятия.

Ознакомиться с историей кафедры, ведущей ролью в развитии хирургических направлений в Республике Беларусь (травматический шок, пластическая хирургия, абдоминальная хирургия, ожоговая травма, трансплантация эндокринных органов, общие вопросы хирургии), научными разработками сегодняшнего дня, в том числе и научного студенческого кружка, с требованиями к экипировке во время занятий, с вопросами этики и деонтологии, с перемещением хирургического больного от приемного отделения до операционной; ознакомиться с функциональными помещениями клиники, распорядком работы, гигиеническими нормативами палат, перевязочных и операционных.

III. Учебно-целевые задачи.

В результате первого занятия Вы должны знать:

1)  цели и задачи хирургии вообще и курса общей хирургии в частности;

2)  основные этапы развития мировой и белоруской хирургии;

3)  роль кафедры общей хирургии мединститута в развитии хирургической помощи в Республике Беларусь, научные направления кафедры;

4)  структуру хирургического отделения, санитарно-гигиенические нормы палат (кубатура помещения на одного больного, освещение, вентиляция, отопление, мебель, одежда);

5)  режим работы хирургического отделения (распорядок дня, сестринские посты, уборка помещений, кварцевание, сортировка больных, санэпидрежим);

6)  основы медицинской этики и деонтологии.

IV. Самоподготовка к занятию.

4.1. Цели самоподготовки.

Поскольку первое занятие является вводным в курс общей хирургии, Вы, вернувшись домой, должен переосмыслить все увиденное и услышанное на занятии в своем воображении, восстановить в памяти показанных больных, стиль работы медперсонала, обратиться к своим нравственным понятиям о человеколюбии, милосердии, готовности служить больному человеку. Одновременно подготовите себя к следующему занятию (идеальный халат, маска, колпак, обувь, ногти, прическа, косметика).

4.2. Организация самоподготовки.

Самоподготовка к занятию, правильно и целенаправленно организованная с первого дня обучения определяет успех во всей последующей учебе и глубину усвоения материала.

Самоподготовка по первому занятию как бы подводит итоги первой встречи на кафедре.

Для подготовки к занятию (в данном случае уже состоявшемуся) необходимо:

1)  уясните цель самоподготовки;

2)  обратиться к конспекту вступительной лекции “Введение в хирургию. История хирургии”, читаемой на кафедре общей хирургии;

3)  восстановить в памяти содержание состоявшегося занятия;

4)  изучить рекомендуемую литературу.

4.3. Рекомендуемая литература:

1.  Гостищев В.К. Общая хирургия: Учебник для мед.ин-тов. - М.: Медицина, 1993. - 575 с.

2.  Стручков В.И., Стручков Ю.В. Общая хирургия: Учебник для мед.ин-тов. - М.: Медицина, 1988. – 480с.

4.4. Блок информации.

1)  Введение в хирургию: хирургия – слово греческого происхождения (хирург – рука, эрго – работа, действие) – рукодействие. Хирургия является разделом медицины, изучающая заболевания и травмы человека, использующая для их лечения оперативные и консервативные методы. Хирургия использует все современные методы лечения.

2)  Задачей общей хирургии является изучение общих вопросов хирургии

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Общая хирургия
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
950 Kb
Скачали:
0