МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра хирургических болезней № 2 с курсом детской хирургии
Обсуждено на заседании кафедры «____»__________200_ г.
Протокол №____
Методическая разработка
Для проведения занятия со студентами
3 курса лечебного, медико-профилактического
факультета по «Общей хирургии»
Тема: Некрозы, гангрены, пролежни
Время: 3 часа.
1. Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний.
Некрозом или омертвением называется смерть клеток, тканей или органов в определенной части живого организма. Причиной гибели клеток и тканей могут быть непосредственное разрушение их травмирующим агентом, расстройство кровообращения или нарушение трофики.
Актуальность изучения различных видов омертвений, клиники, диагностики, современных методов лечения больных с данной патологией продиктовано широким распространением и постоянным увеличением заболеваний сосудов, травматизма.
Омертвение (некроз) является финалом заболевания, когда исчерпаны все возможности компенсации организма.
Очень важным является ранняя диагностика подобных состояний и выбор верной тактики лечения этих больных.
Цель занятия: Изучить различные виды омертвений, их причины, раннюю диагностику, профилактику и методы этиотропного лечения.
Задачи занятия:
1) Научиться распознавать причины и условия, способствующие некрозу тканей и органов, а также развитию язв и свищей;
2) Научиться использовать современные методы диагностики и лечения (артериография, флебография, реовазография, фистулография, ГБО, внутриартериальные блокады и т.п.);
3) Научиться определять пульсацию артерий на конечностях;
4) Научиться выполнять некрэктомию;
5) Научиться ухаживать за больными со свищами;
6) Научиться предупреждать появление пролежней;
7) Научиться различать сухую и влажную гангрены;
8) Научиться проводить профилактику тромбоэмболии легочной артерии.
9) Знать определение понятия некроза;
10) Знать причины, приводящие к омертвению (некрозу, гангрену, язве, свищу, пролежню);
11) Знать общие принципы лечения больных с омертвением тканей;
12) Знать отдельные виды нарушений кровообращения;
13) знать основные варианты недостаточности крово- и лимфообращения;
14) Знать общие симптомы различных видов омертвений;
15) Знать современные методы диагностики омертвений;
16) Знать варианты хирургического пособия при данных заболеваниях;
17) Знать способы профилактики данной патологии.
В результате проведения занятия студент должен:
1) Знать:
2) Уметь:
Исходный уровень знаний.
1. При подготовке к занятию необходимо повторить темы из следующих дисциплин:
2. Анатомия.
3. Гистология.
4. Нормальная физиология.
5. Патологическая физиология.
6. Патологическая анатомия.
7. Кровеносная система.
8. Общая хирургия – десмургия.
9. Фармакология.
2. Контрольные вопросы из смежных дисциплин.
1. Анатомия сосудов и нервов.
2. Сердечно-сосудистая система при различных патологических состояниях.
3. Патофизиологические изменения в тканях при нарушении кровоснабжения.
4. Изменения тканей и стенок сосудов, характерные для атеросклероза, сахарного диабета, другой сосудистой патологии.
5. Патоморфологические изменения в тканях при нарушении трофики
6. Лекарственные препараты, улучшающие трофику тканей, реологические свойства крови, свойства сосудистой стенки.
7. Повязки, применяемые при лечении данной патологии.
3. Контрольные вопросы по теме занятия.
1. Определение понятий некроз, гангрена, пролежни.
2. Причина возникновения этих патологических состояний.
3. Дифференциальная диагностика этих состояний.
4. Основные принципы лечения гангрены, пролежней.
4. Практическая часть занятия.
5. ход занятия.
№ п/п |
Этап занятия |
Время мин. |
Место проведения и оснащение |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Организационные вопросы |
5 |
Учебная комната, журнал посещаемости и успеваемости |
2. |
Контроль исходного уровня знаний |
10 |
Учебная комната |
3. |
Опрос и осмотр больных |
25 |
Палаты, больные |
4. |
Клинический разбор больных, проведение диф. диагностики |
25 |
Учебная комната, истории болезни |
5. |
Установление клинического диагноза, определение плана лечения |
30 |
Учебная комната |
6. |
Контроль конечного уровня знаний |
40 |
Учебная комната, ситуационные задачи, тестовые вопросы |
6. вопросы для самоконтроля знаний
1. Причинами острого нарушения венозного оттока может быть:
1) тромбофлебит;
2) варикозная болезнь вен нижних конечностей;
3) облитерирующий атеросклероз.
2. К симптомам акклюзии бедренной артерии можно отнести все кроме:
1) отсутствие пульсации;
2) похолодание конечности;
3) болей;
4) гиперемия конечности.
3. Различают пролежни:
1) скрытые и явные;
2) ятрогенные и патологические;
3) эндогенные и экзогенные;
4) булезные, флегмонозные, некротические, эритематозные.
4. При хроническом нарушении артериальной непроходимости неприменяют:
1) поясничную симпатэктомию;
2) интимтромэктомию;
3) аортобедренное шунтирование;
4) селективно-проксимальную ваготомию.
5. К методам определения функциональной способности клапанного аппарата вен не относят:
1) пальцевые и жгутовые пробы;
2) реовазография;
3) ультразвуковая доплерография;
4) контрастная флебография.
1. Следствием нарушения лимфообращения является:
1) асцит;
2) фибредема;
3) гангрена;
4) пролежень.
2. Перемежающаяся хромата бывает при:
1) посттромбофлебическом синдроме;
2) облитерирующем эндартериите;
3) артрите;
4) тромбофлебите.
3. Неспецифическая гангрена развивается при:
1) клостридиальной инфекции;
2) сифилисе;
3) сахарном диабете;
4) тромбозе или эмболии крупного сосуда.
4. Первая медицинская помощь при тромбоэмболии артерий включает:
1) введение обезбаливающих препаратов и иммобилизация конечности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.