Отчёт по ознакомительной практике на базе Харьковской национальной академии городского хозяйства, страница 5

В то же время, для улучшения транспортного обслуживания населения, предприятия городского транспорта оснащаются комфортабельным, скоростным подвижным составом, современной техникой для содержания и обслуживания транспортных средств, расширяется производственная база транспортных предприятий. В результате повышаются затраты на электроэнергию, амортизацию, содержание и ремонт основных фондов, а, следовательно, растёт и себестоимость перевозок. Между тем плата за проезд остаётся неизменной. Предприятия ГЭТ, предоставляя услуги населению по тарифам, более низким, чем себестоимость перевозки пассажира, получают доходы, которые не покрывают полностью эксплуатационные расходы. Эти предприятия получают дотацию из государственного или местного бюджета и являются в большинстве своём планово-убыточными. Также следует отметить, что существенным недостатком является неодинаковая полнота учёта количества пассажиров, перевезённых разными вилами транспорта. Число пассажиров, фактически перевезённых трамваем и троллейбусом, определяется по фактической выручке за проданные проездные билеты всех видов. В этом случае перевозки планируются и оценивается выполнение плана только по числу перевезённых платных пассажиров. Автобусные же предприятия учитывают всех фактически перевезённых пассажиров, в том числе и тех, которым предоставлено право бесплатного проезда. Разница при этом довольно существенная – составляет от 5 до 17%. К тому же количество перевезённых пассажиров зависит от разнообразных, порой случайных факторов и не может характеризовать трудовой вклад предприятия, объём и качество его работы. Очевидно, что сами по себе данные о количестве перевезённых пассажиров или о том, на сколько процентов в отчётном году возросло или сократилось это количество, ничего не говорят ни о степени удовлетворения спроса на перевозки, ни о качестве транспортного обслуживания населения.

ГЭТ в городе Харькове представлен тремя видами пассажирского транспорта – трамваем, троллейбусом и метро, управление которыми осуществляют два предприятия – ХКП «Горэлектротранс» и ГП «Харьковский метрополитен». Данные свидетельствуют, что более 90% пассажирских перевозок в областном центре осуществляет ГЭТ, в т.ч. перевозит практически весь льготный контингент пассажиров (27 категорий).

Метрополитен. Первая линия в г. Харькове вступила в действие 23 августа 1975г. Это самый быстрый городской вид транспорта, эксплуатационная скорость движения которого – 35,5 км/ч. Три линии метрополитена – 28 станций – имеют эксплуатационную длину 35,59 км/ч. Перевозку пассажиров обеспечивает 321 ед. подвижного состава, сформированного в 5-вагонные поезда в двух электродепо: «Московское» и «Салтовское». Интервал движения на Холодногоско-заводской и Салтовской линиях – 2,3-3мин. в период максимальных нагрузок и 4-5мин. в период спада; на Алексеевской линии – 5-6мин.

Возможно, именно такая схема наиболее полно отвечает запросам пассажиров для быстрого сообщения между крупными жилыми массивами, главными местами вложения труда, общественным центром города. К тому же предоставляется возможность поездок между станциями, находящимися на разных линиях, всего лишь с одной пересадкой. Размещение станций метро возле железнодорожных и автобусных станций обеспечивает единство транспортной системы Харьковской агломерации. Также с помощью метро были решены три транспортные проблемы, которые нельзя решить наземными видами транспорта: доставка пассажиров в центральную часть города, сообщение с Салтовским массивом (1984г.), пассажироперевозка из районов Алексеевки и Дергачей (1995г.).

Трамвай. Трамвайная сеть вместе с технологическими линиями составляет 124,2км. Она обеспечивает пассажирские перевозки на 17и маршрутах со средней длиной каждого более 30км., с эксплуатационной скоростью около 14,5 км/ч. Самым коротким является маршрут №1 «Ивановка – Южный вокзал» (5,2км), самыми длинными - №26 «Лесопарк – Плиточный завод» (47,56км) и №2 «пр. Победы – 602 м/р» (47,7км). Минимальные интервалы движения, от 6 до 9 мин., имеют 5 маршрутов; 11 маршрутов – от 12 до 24 мин. Перевозку обеспечивают 377ед. подвижного состава, в т.ч. 106 2-вагонных систем, приписанных в настоящее время к 2м депо: Октябрьскому и Салтовскому. В целях эффективного использования производственных площадей, а также снижения эксплуатационных затрат и улучшения финансового состояния отрасли Ленинское и Коминтерновское депо были ликвидированы, подвижной состав которых был передан на балансы остающихся депо.

На сегодня удельное значение трамвая в общегородских пассажироперевозках постепенно снижается. Это происходит, прежде всего, из-за меньшей его манёвренности в сравнении с автобусом и троллейбусом. За последние годы в крупных городах трамвайные линии в центральных районах снимаются, а движение трамвайных поездов переносится в периферийные районы города. Этим объясняется и значительное снижение темпов развития трамвая.

Троллейбус. Троллейбусная сеть г. Харькова составляет около 800км контактной сети и почти 700км кабельной сети. Перевозку обеспечивают 287 ед. подвижного состава на 31 маршруте со средней протяжённостью почти 14,6км, и эксплуатационной скоростью 15,34 км/ч. самым коротким является маршрут №7 «ул. Плиточная – ул. 12 апреля» (4,85км), самым длинным - №35 «ул. Н.Ужвий – ул. Одесская» (более 30км). Минимальный интервал движения, до 10 мин., имеют 9 маршрутов; 4 маршрута – от 27 до 67 мин.; остальные – от 10 до 16 мин. Подвижной состав до 2007г. был равномерно распределён в 3х троллейбусных депо. Однако в 2007г. Троллейбусное депо №1 было ликвидировано в целях экономии, а подвижной состав передан на балансы оставшихся депо. Также троллейбусы играют большую роль в оздоровлении городского окружения. Они и в будущем будут обслуживать жилые районы, перевозя пассажиров на небольшие расстояния.