Основы системы физического воспитания. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Страницы работы

26 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

неправильно закрепленный навык исправить значительно труднее, чем сформировать новый.

        Анализируя состояние проблемы индивидуализации учебно-тренировочного процесса в физическом воспитании, в частности, физической подготовленности студентов, необходимо заключить, что ее решение возможно при условии, когда преподаватель использует информацию, объективно отражающую состояние студентов, и планирует тренировочные нагрузки в соответствии со структурой подготовленности занимающихся [6].

2.2.  РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА

В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

        Дифференцированный подход включает два этапа. Первый этап – определение состояния здоровья, уровня физической подготовленности, функциональных возможностей, физического развития занимающихся и интересов к занятиям одним из вводов спорта. Второй этап – комплектование учебных групп с учетом результатов обследования, полученных на первом этапе.

        Дифференцированное комплектование учебных групп по физическому воспитанию проводится по системной схеме, состоящей из шести основных блоков (1-6) и трех дополнительных (А, Б, В) (см. схему).

        Первый блок. Врачом медпункта на основании медицинской справки формы 086 «У» студенты распределяются на три медицинские группы. К первой, основной, группе врачи относят лиц, не имеющих отклонений и жалоб на состояние здоровья, не отстающих от сверстников в физическом развитии. Студенты, имеющие недостаточную  физическую подготовку, отстающие от сверстников по показателям физического развития  и функционального состояния (врожденные особенности; недочеты в физическом воспитании в раннем детском возрасте, в дошкольные и школьные годы; травмы, перенесенные заболевания и пр.), но практически здоровые, относятся к подготовительной  медицинской группе. К третьей, специальной медицинской, группе относят студентов, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, которым необходимо ограничить физические нагрузки. Значительная часть их имеет слабое физическое развитие, низкий уровень физической подготовленности из-за длительно текущего хронического заболевания.

        Второй блок.   На первом занятии по физическому воспитанию проводится вводная лекция или беседа, основная цель которой – убедить студентов в необходимости показать наивысшие для себя результаты в контрольном тестировании. В беседе следует также рассказать о задачах обследования, о том, что учебные группы по физическому воспитанию комплектуются с учетом результатов тестирования. На первом занятии занимающиеся должны заполнить социологическую анкету. Она должна включать следующие вопросы: дату рождения, какую школу окончил, занимался ли в школе физвоспитанием (регулярно, иногда, нет); занимался ли спортом (да, нет); каким видом спорта, какой разряд; умеет ли плавать (да, нет, держится на воде); умеет ли ходить на лыжах (да, нет); медицинская группа (основная, подготовительная, специальная, ЛФК; диагноз заболевания); считаю занятие физическим воспитанием жизненно необходимым (да, нет) и т.д. приведенные в анкете вопросы являются ориентировочными и могут изменяться с учетом специфики учебного заведения или факультета. Если в результате анкетирования выявляются жалобы на состояние здоровья или заболевание, то проводится контрольный медицинский осмотр таких студентов до начала контрольного тестирования по физической подготовке (дополнительный блок А).

        Третий блок. Все студенты в течение двух-трех занятий проходят контрольное тестирование, включающее определение физического развития и функциональных возможностей, а также оценку физической подготовленности.

        Физическое развитие определяется показателями роста, массой тела, индексом Брока.

        Функциональные возможности определяются по пробе Рюффье (30 приседаний за 30 секунд).

        Физическая подготовленность оценивается по пяти тестам для женщин – бег на 100м; количество метров, пробегаемых за 12 мин. или бег на 2 км; прыжок в длину с места; поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за голову; подтягивание в висе лежа на низкой перекладине; для мужчин – бег на 100м; количество метров, пробегаемых за 12 мин; прыжок в длину с места; подтягивание на перекладине; поднимание ног в висе до касания перекладины. При очень низких результатах, оцениваемых одним баллом и ниже, в функциональной пробе Рюффье и 12-минутном беге, студенты проходят дополнительно велоэргометрическую пробу с записью ЭКГ во втором отведении с целью определения толерантности  организма к физическим нагрузкам и наличия патологических изменений в деятельности сердечно-сосудистой системы (дополнительный блок Б).

        Четвертый блок. Собеседование и контрольное тестирование по избранному студентами виду спорта проводится параллельно с контрольным тестированием, во время которого определяется предрасположенность к занятиям в отделении спортивного совершенствования по одному из видов спорта, культивируемых в данном учебном заведении.

        Пятый блок. Комплектование учебных групп по физическому воспитанию с учетом данных основных (А и Б) блоков. Схема распределения по группам в зависимости от результатов проведенных испытаний будет проведена ниже.

        Шестой блок. После углубленного медицинского обследования (блок В) и педагогических наблюдений, проведенных преподавателями во время учебно-тренировочного процесса, осуществляются коррекция и окончательное комплектование учебных групп. Как показывает практика, при коррекции учебных групп происходят незначительные изменения, связанные с выявлением студентов, отнесенных к специальной или подготовительной медицинской группе по состоянию здоровья, и студентов, уровень физической подготовленности которых не соответствует показанным в контрольном тестировании результатам из-за недобросовестного отношения [6].

2.3.  СИСТЕМА КОМПЛЕКТОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ГРУПП

Распределение женского контингента по учебным группам. Многолетние массовые исследования физического состояния студенток, поступающих на первый курс, выявили, что уровень развития их двигательных способностей различен. Анализ результатов исследований позволяет условно разделить студенток  по  уровню  физической  подготовленности  на   пять  основных   групп:

1-ю группу составляют студентки-спортсменки, имеющие первый спортивный

Похожие материалы

Информация о работе