Примечание: В колонках 2 и 6 представлены показатели школьников России (В.Б.Шварц), 3 и 7 − школьники Украины (Т.Ю. Круцевич [31]), 4 и 8 – школьники основной медицинской группы Беларуси (В.М. Колос [15, 16]), 5 и 9 – школьники Гомельской обл., проживающие на загрязненных территориях в 1-5 Ки/км2
Показатель крепости телосложения (КрТелосл.)
Формулу для оценки показателя крепости телосложения автор разрабатывал для обследования взрослых людей. Сравнительные данные этих показателей в детском и взрослом возрасте представляют определенный интерес для физического воспитания, так как позволяют судить о готовности организма к мышечному развитию на различных половозрастных этапах. Для взрослых лиц Пинье предлагает следующую оценочную таблицу:
< 10 - крепкое;
11 - 20 - хорошее;
21 - 25 - среднее,
26 - 35 - слабое,
36 и > - очень слабое.
Статистические оценки крепости телосложения показаны в таблице 22.
Таблица 22 − Количественные значения крепости телосложения (КрТелосл, усл.ед)
Возраст в годах |
Школьники гор. Минска |
ЭГ, 1-5 Ки/км2 |
||
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
|
6 |
42,6 ± 5,7 |
44,3 ± 3,8 |
40,9 ± 6,6 |
40,3 ± 9,4 |
7 |
42,7 ± 6,6 |
44,6 ± 5,9 |
41,7 ± 7,1 |
43,1 ± 8,2 |
8 |
41,1 ± 6,8 |
45,4 ± 5,6 |
42,8 ± 3,9 |
46,7 ± 3,2 |
9 |
42,7 ± 8,5 |
47,5 ± 6,9 |
44,2 ± 5,1 |
40,3 ± 10,2 |
10 |
43,5 ± 6,3 |
48,3 ± 6,1 |
35,4 ± 9,5 |
28,7 ± 14,1 |
11 |
40,7 ± 8,0 |
46,1 ± 6,2 |
38,6 ± 12,6 |
38,4 ± 6,6 |
12 |
42,5 ± 8,8 |
40,5 ± 12,2 |
||
13 |
35,1 ± 12,3 |
37,0 ± 8,7 |
25,8 ± 11,6 |
37,1 ± 10,6 |
14 |
34,1 ± 10,8 |
34,1 ± 9,2 |
25,0 ± 8.6 |
24,9 ± 8,6 |
15 |
29,0 ± 12,7 |
31,9 ± 8,2 |
18,0 ± 8,7 |
27.6 ± 10,7 |
16 |
26,8 ± 10,8 |
30,0 ± 7,0 |
18,0 ± 9,7 |
23,2 ± 10,6 |
Как показано в таблице 22 у мальчиков младшего школьного возраста средние значения КрТелосл заслуживают оценки – очень слабое. Лишь с 13 лет выявляется бурный скачок в этом показателе. КрТелосл достигает среднего уровня развития, а с 15 лет – высокого. У девочек темпы прироста несколько ниже. К 16 годам показатель находится на среднем уровне. Нельзя не отметить, что у девочек ЭГ достоверно лучше развита мышечная масса относительно минских школьниц в 1-х классах, 4-х, 5-х и с 9-го по 11-е классы. Во 2-х, 3-х и 8-х классах показатели одинаковые.
У мальчиков до 6-го класса между показателями КрТелосл в ЭГ и минскими школьниками достоверных различий не выявлено. Начиная с 8-го класса, школьники ЭГ развиты гораздо лучше минских сверстников.
Между показателями КрТелосл и индексом мышечного развития выявлена почти линейная взаимосвязь (r=0,910), что дает основание воспринимать последний как излишнюю информацию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическая культура с каждым годом завоевывает все большее признание в деле укрепления здоровья учащейся молодежи. Более четко определяются ее значение и место в современном учебном процессе.
С нашей точки зрения, обязательным условием повышения качества учебного процесса является кольцевая связь в управляемой системе “педагог – ученик – педагог”. Особенно важно ориентироваться на контроль основных показателей, охватывающих как функциональное состояние, так и задатки человека как личности, которые составляют основу учебного процесса.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.