На основании полученных данных можно утверждать, что относительно минских школьников испытуемые ЭГ, в большинстве случаем, уступают в росте своим сверстникам, хотя какой-либо закономерности не выявлено. Относительно своих ровесников из российских школ сделать однозначный вывод практически невозможно. Данные приведены одним автором ниже по сравнению с ЭГ, другого автора – выше. В общем, ростовые данные у школьников из ЭГ находятся в пределах допустимых величин для своего возраста.
Масса тела (вес)
Сравнивая показатели массы тела современных школьников ЭГ и школьников России в 1963 г. (В.В. Букалов), 1977 г. (А.В. Чоговадзе,) и 1987 г. (А.Ф. Синяков, В.К. Воронцова) значительных различий не выявлено. Наши данные полностью согласуются с данными, приведенными А.В. Чоговадзе и В.В. Букаловым. Не выявлены достоверные различия между показателями и с белорусскими школьниками (В.Н. Кряж, 1999).
Сравнивая показатели ЭГ с минскими школьниками, выявлено: у лиц мужского пола достоверно меньше масса в 1-х и 8-х классах, у лиц женского пола – во 2-х, 3-х и 11-х классах. Лишь в 4-х классах девочки ЭГ имеют достоверно большую массу относительно своих сверстниц из Минска. В другие возрастные периоды различий в массе тела между минскими школьниками и ЭГ не установлено (таблица 14).
Выявлены существенные различия между массой тела среди лиц ЭГ одной возрастной группы. Например, по данным В.Н.Кряжа [32] у мальчиков в возрасте 7 лет средние значения массы при среднем росте варьируют от 23,0 до 26,3 кг – в среднем 24,7 кг, у девочек при среднем росте 124 см масса – от 22,3 до 25,8 кг – в среднем 24,1 кг.
У 1-классников ЭГ минимальный вес зарегистрирован на уровне 17 кг, а максимальный – 52 кг. У девочек – 17 и 37 кг. В то же время средние значения находятся в пределах нормы: у мальчиков – 23,4±3,5, у девочек – 22,8±4,3 кг. Полученные результаты свидетельствуют о том, что для практики важно иметь информацию о гармоничности этих показателей, насколько масса тела соответствуют росту и окружности грудной клетки (конституции тела). В этом случае мы должны ориентироваться не на средние показатели, а индивидуальные значения для каждого ученика.
Таблица 14 - Количественные значения массы тела (вес) у лиц школьного возраста (кг)
Возраст |
Мужской пол |
Женский пол |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
7 |
24,2±3,0 |
24,9±4,4 |
25,8±6,2 |
23,4±3,5 |
23.2±2,6 |
24,7±4,1 |
24,0±2,8 |
22,8±4,3 |
8 |
26,4±3,4 |
27,9±4,7 |
29,1±5,2 |
28,1±6,7 |
26,4±3,6 |
27,5±4,9 |
27,7±1,5 |
26,5±3,9 |
9 |
27,4±4,2 |
30,6±5,9 |
32,6±5,1 |
31,3±6,8 |
29,0±4,0 |
31,0±5,9 |
30,9±5,1 |
28,4±5,6 |
10 |
32,4±4,8 |
33,8±5,3 |
33,8±5,3 |
32,7±2,7 |
34,8±4,4 |
34,3±6,4 |
32,3±5,1 |
36,0±6,4 |
11 |
36,2±5,9 |
35,4±6,6 |
36,7±4,4 |
37,4±8,4 |
З6,2±5,6 |
37,4±7,1 |
33,3±4,6 |
34,8±8,7 |
12 |
41,5±6,6 |
41,2±7,4 |
42,0±6,0 |
40,1±8,8 |
41,0±6,8 |
44,0±7,5 |
39,4±7,4 |
39,8±5,8 |
13 |
45,0±6,8 |
45,8±8,3 |
47,0±7,2 |
50,4±11,1 |
47,2±6,6 |
48,7±9,2 |
47,6±8,2 |
46,0±5,8 |
14 |
50,8±6.3 |
51,2±7,3 |
57,5±9,7 |
52,2±8,3 |
51,8±6,6 |
51,3±7,3 |
50,9±5,5 |
52,5±8,1 |
15 |
56.6±5,6 |
59,0±10,1 |
57,9±8,7 |
55.4±6,2 |
54,0±5,3 |
53,3±7,8 |
||
16 |
60,0±6,0 |
64,8±8,1 |
65,8±5,4 |
55,4±5,4 |
57,4±7,2 |
55,4±7,1 |
||
17 |
64,2±6,0 |
56,0±5,4 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.