При необходимости изменять частоту в сторону уменьшения по сравнению с номинальным значением требуется также снижать напряжение на статоре асинхронного двигателя таким образом, чтобы поток двигателя оставался приблизительно постоянным.
Приведенный анализ основан на предположении, что при данной механической характеристике в любой ее точке параметры двигателя остаются неизменными. Известно, что это допущение вполне приемлемо в пределах рабочего участка механической характеристики, а при является в большинстве случаев слишком грубым. При больших токах сказывается насыщение зубцов, что вызывает уменьшение индуктивного сопротивления рассеяния. С возрастанием частоты тока ротора существенно проявляется эффект вытеснения тока, вызывающий увеличение активного сопротивления роторной обмотки . Для двигателя с фазным ротором, которым можно управлять таким образом, чтобы во всех режимах обеспечивалась работа в пределах рабочего участка его характеристик, указанные изменения параметров не имеют существенного значения. В наиболее массовом варианте асинхронного электропривода с короткозамкнутым ротором влияние изменений параметров весьма существенно и его необходимо иметь в виду.
Варианты статических механических характеристик показаны на рис.9. В отличие от двигателя с фазным ротором пуск короткозамкнутого двигателя осуществляется в большинстве практических случаев прямым включением его обмотки статора в сеть, а для торможения используется режим противовключения. Поэтому область механической характеристики при S>Sk имеет для такого двигателя важное значение и определяет его пусковые и тормозные возможности.
Пусковой момент ,развиваемый двигателем при , является важным показателем, включаемым в число каталожных данных двигателя в виде величины . Практически при оценке пускового момента следует учитывать и возможность понижения напряжения сети на 10% , что приводит к снижению каталожного значения на 20%. Кроме того, для короткозамкнутых двигателей в каталогах указывается кратность пускового тока .
Для сокращения длительности переходных процессов пуска и торможения желательно увеличивать пусковой и тормозной моменты, а для уменьшения нагрузок на сеть полезно ограничивать пусковые и тормозные токи двигателя. Если двигатель имеет ротор с круглыми пазами, то изменения сопротивления роторной обмотки, обусловленные эффектом вытеснения тока, хотя и вызывают отклонения формы механической характеристики от определяемой по (5), но не обеспечивают значительного увеличения пускового и тормозного моментов и заметного ограничения соответствующих токов (см. кривую 1 на рис.9. Изготовление двигателя с увеличенным сопротивлением роторной клетки дает модификацию, называемую двигателем с повышенным скольжением (штриховая кривая 2 на рис. 9. При этом достигается увеличение пускового и тормозных моментов, но понижается жесткость рабочего участка механической характеристики, снижается номинальная скорость и возрастают потери в роторной цепи двигателя:
. (11
Соотношение (11) свидетельствует о том, что потери в роторной цепи при пропорциональны скольжению. Двигатели с повышенным скольжением имеют номинальное скольжение s = 0,04-0,12, что в 2-3 раза превышает номинальное скольжение двигателя нормального исполнения. Соответственно возрастают номинальные потери двигателя, что вынуждает при прочих равных условиях снижать допустимый по нагреву (т.е. номинальный) момент и номинальную мощность двигателя. Увеличение потерь в роторной цепи вызывает также снижение КПД двигателя, поэтому обычно двигатели с повышенным скольжением в установках, работающих длительно с номинальной нагрузкой, не используются.
Более сильно зависит от скольжения активное сопротивление двигателей с глубоким пазом (кривая 3) и особенно с двойной беличьей клеткой (кривая 4 на рис. 9). Сопротивление роторной обмотки таких двигателей в номинальном режиме невелико, но сильно увеличивается при возрастании частоты тока ротора в пусковых режимах и режиме противовключения. Подбором параметров двойной клетки удается обеспечить практическое постоянство момента двигателя в переходных процессах и в то же время обеспечить высокую жесткость рабочего участка механической характеристики и значения КПД, близкие к двигателям нормального исполнения. Кроме того, увеличение активного сопротивления двойной беличьей клетки при больших скольжениях ограничивает потребляемый двигателем ток.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.