Лекция13
1. Частотное управление асинхронными двигателями
Электромеханическое преобразование энергии в асинхронных машинах происходит при наличии взаимно неподвижных вращающихся полей статора и ротора, т.е. при выполнении условия , где частота вращения поля статора, частота вращения поля ротора относительно ротора, частота вращения ротора, число пар полюсов, и - частоты токов статора и ротора соответственно.
Мощность, потребляемая машиной из сети, равна мощность, отдаваемая нагрузке, полезная мощность, , а их разность - это мощность потерь, связанная с преобразованием энергии.
Рис. 1-1
Параметрические способы регулирования скорости (изменение амплитуды питающего напряжения или изменение сопротивления цепи ротора у двигателей с фазным ротором) приводят к тому, что скорость идеального холостого хода двигателя остается неизменной, а это означает, что при постоянном моменте нагрузки электромагнитная мощность потребляемая двигателем из сети также остается постоянной. Работа двигателя на пониженной скорости сопровождается ростом потерь, которые оказываются пропорциональными частоте скольжения где
.
Применение частотных способов регулирования, при которых изменяется скорость холостого хода, т.е. , сопровождается уменьшением величины потребляемой энергии при практически неизменной величине потерь.
Благоприятные энергетические соотношения при частотном регулировании и наличие в настоящее время регулируемых по частоте и напряжению источников питания привели к тому, что этот способ регулирования скорости и момента асинхронных двигателей стал основным.
1.1. Законы частотного регулирования
При выборе закона частотного регулирования часто исходят из условия сохранения перегрузочной способности двигателя:
Пренебрегая паданием напряжения на активном сопротивлении цепи статора, и учитывая, что , можно найти
Для любой частоты и соответствующей угловой скорости можно записать
где фазное напряжение при частоте, - момент статической нагрузки на валу двигателя при скорости
Из последнего выражения следует, что для двух любых значений частот и должно соблюдаться равенство
Отсюда следует закон частотного регулирования
или в относительных единицах
Этот закон называют основным законом частотного регулирования или законом Костенко, который описал его в статье “Работа многофазного асинхронного двигателя при переменном числе периодов” - Электричество, N2, 1925 г.
Закон получен в пренебрежении падением напряжения на активных сопротивлениях статора и насыщением магнитной цепи. Закон Костенко дает выражение для напряжения при произвольном значении частоты и учитывает свойства нагрузки. Если нагрузка с уменьшением частоты также уменьшается, то нет смысла сохранять поток двигателя неизменным. Его можно уменьшить настолько, чтобы сохранить коэффициент статической перегрузки, т.е. запас статической устойчивости.
Уменьшение потока с уменьшением нагрузки при том же запасе устойчивости дает уменьшение потерь в стали и повышает экономичность привода с частотным управлением и часто изменяющейся нагрузкой по сравнению с асинхронным двигателем при постоянной частоте питания.
Диапазон регулирования скорости двигателя ограничен сверху насыщением магнитопровода. С ростом отношения растет поток и резко увеличивается ток намагничивания . По этой причине применение закона Костенко практически ограничено нагрузками, не слишком превышающими .
Нижняя граница диапазона зависит от статического момента при трогании двигателя.
Практическое применение основного закона ( закона Костенко) ограничивают трудности непосредственного измерения момента на валу двигателя.
Задача упрощается в ряде практических случаев, если учесть реальный характер изменения статического момента. Для многих механизмов зависимость момента от скорости в зоне регулирования м.б. представлена в виде степенной функции вида
, где М0 - момент статической нагрузки при
Учитывая, что получим
Основной закон принимает вид
Из всего многообразия зависимостей наиболее часто встречаются три случая:
1. - не зависит от скорости q=0, Мс= const, U1/f1=const или .
2. - Регулирование с постоянной мощностью
Рс= const. ,
3. Идеализированная вентиляторная нагрузка:
,
Характеристики двигателя для трех указанных случаев показаны на рисунках 1.2а, 1.2б, 1.2 с.
а б с
М
Рис.1-2
Применение упрощенных законов частотного регулирования позволяет получить наиболее простые системы регулирования (рис.1.3), в которых входным воздействием является частота f1, а закон регулирования задается блоком связи БС.
|
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.