Переосмысление места и роли человека стало одной из важнейших проблем зарождения новых буржуазных отношений. Решение ее было связано с более широким изучением античной философии, что повлияло на само название этого периода в развитии европейской культуры. Философская мысль Возрождения создает новую пантеистическую картину мира, где человек поднимается до уровня божества. Признание собственного величия пробуждало преобразующую активность личности в отношении самой себя и всего окружающего. Гуманистическая культура противопоставила церковно-схоластической учености новое отношение к проблеме образованности. Философская и исследовательская деятельность Дж. Бруно, Н. Коперника, Г. Галилея и других видных мыслителей данного периода освобождает человека из-под власти авторитетов и церковных догм. Богословие теряет свои прежние позиции, не вера, а уже чувства и разум должны были направлять познавательную деятельность личности. Педагогические новации Возрождения ярко отражены в творчестве французского философа-гуманиста Мишеля де Монтеня. Он призывал доходить в познании до личной убежденности, которая происходит из собственных опытов и их анализа. В приобретении знания первостепенную роль у него играют чувства: «Всякое познание пролагает себе путь в нас через чувства – они наши господа» (13, с. 302). Обучать детей в школах французский гуманист рекомендует, опираясь на конкретные примеры и дела, приобщая учеников к творческому познанию, ни в коем случае не навязывая каких-либо истин, а только основываясь на глубоком осмыслении и понимании. Успехи в области математики, экспериментального естествознания, астрономии приводят к убежденности в неограниченных возможностях человеческого познания и необходимости расширения идеала образованности. Это выливается у Монтеня в призыв учиться везде, у всех и всему, который в следующую эпоху Нового времени перерастает в настоятельное требование Я. Коменского «наставлять всех, всему и всесторонне». Идеал образованности Нового времени был обусловлен новым пониманием роли знания в общественной жизни. Направленность на увеличение власти человека над природой, на совершенствование его интеллектуальных и физических способностей дала жизнь идеалу человека, который знает и умеет все. А путь, ведущий к достижению этого состояния, – это «пансофия» Я. Коменского, «учащая всему… что могут познать люди и о чем негоже оставаться в неведении мудрому человеку» (10, с. 333). Но великий педагог не мог не признать, что невозможно всех людей привести к глубокому знанию всех наук. Образованны массы, по его мнению, должны быть так, «чтобы в этом мире не встретилось им ничего, о чем бы они не имели возможности составить хотя бы скромного суждения и чем они не могли бы воспользоваться для определенной цели разумно, без вредной ошибки» (10, с. 295). Образование у Коменского мыслится только в тесной связи с нравственным воспитанием. Вообще, те науки, которые рекомендует для изучения автор «Великой дидактики», являются скорее не целью, а средством для развития разносторонних способностей человека. Главным он считает научить каждого с пользой прожить настоящую жизнь и достойно подготовиться к будущей, вечной жизни с Богом.
Наряду с системой Я. Коменского, рассчитанной на разностороннее воспитание самой широкой массы людей, в XVII в. получает развитие идея образования для подготовки достойных представителей определенных сословий с прагматическим отношением к образовательным программам и нравственным установкам. Так, в Англии Дж. Локк создает систему воспитания «джентльмена». Для ее последователей нужно было знать не все, а только «то, что важно для нашего поведения» (11, с. 94). Джентльмену важна была «утонченность в обращении», предприимчивость, приобретение всех качеств человека, занимающего привилегированное положение в обществе с зарождающимися буржуазными отношениями. Это, по мнению Локка, достигалось ознакомлением с достаточно широким кругом наук, среди которых выделялись языкознание, математика, право, бухгалтерия. Значительное место в системе отводилось физическому воспитанию и ручному труду.
Развитие капиталистических отношений приводит в XVIII в. к закреплению буржуазного характера идеала образованности. Наряду с осознанием объективной потребности в распространении знаний среди всех слоев населения существовало элитарное образование, обеспечиваемое наличием необходимых финансовых средств и отличающееся широтой и качеством. Преобладающим становится мнение о том, что дети из низших сословий должны быть подготовлены к будущей профессиональной деятельности, воспитаны как прилежные и честные труженики, а фундаментальное образование необходимо только богатым. Это в полной мере отражено в трудах видных ученых и педагогов XVIII – XIX вв. Так, Дж. Пристли считал, что систематические знания должны получать только молодые люди из имущих классов. Именно среди них он видел свой идеал образованности, в содержание которого включал знание естественных наук и их историю, цикл гуманитарных и изящных наук, а также воспитание чувства большой моральной ответственности за честь и достоинство своего класса (8, с. 42). Этой же тенденции придерживались и английские утилитаристы, но их план образования высших сословий уже резко повернулся в сторону поиска пользы и выгоды для будущей практической жизни. В «Хрестоматии» И. Бентама – одного из основоположников утилитаризма – гуманитарный цикл запланированных предметов ограничен курсом истории, а естественные науки, основы промышленного производства и их приложение к практике занимают доминирующее положение (8, с. 17 – 20).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.