Различают шины низкого, среднего и высокого давления. Шины низкого давления имеют больший объем воздуха и меньшее число слоев корда. Они мягче воспринимают толчки от неровностей дороги и обладают лучшими амортизирующими свойствами. Для шин низкого и среднего давления нормальная допустимая деформация шины составляет 15-20 % ее высоты, для шин высокого давления — 10-12 %.
Одним из основных агротехнических параметров, регламентируемых техническим заданием на трактор, является давление колеса на почву. При заданной нормальной нагрузке оно определяется давлением воздуха в шине, размером колеса (отпечатка), материалом и конструкцией шины. При повышении давления воздуха в шине давление колеса на почву увеличивается.
С учетом условий работы и конструктивных особенностей на колесных тракторах применяют шины низкого давления. Шины низкого давления обеспечивают плавный ход трактора, сравнительно небольшое давление на почву и более высокий тяговый КПД при работе на мягких почвах.
Окружная деформация шины возникает под действием крутящего момента Мвед, который вызывает деформирование боковин и протектора шины. Вследствие этого обод колеса поворачивается на некоторый угол закрутки относительно неподвижной части протектора, находящейся в контакте с поверхностью качения
Поперечная (боковая) деформация шины возникает под действием боковой силы и существенно влияет на устойчивость и управляемость машины. Боковая сила вызывает деформацию шины, вследствие которой диск колеса смещается относительно пятна контакта на некоторую величину.
Угловая деформация шины возникает под действием момента, поворачивающего колесо в плоскости, параллельной поверхности его качения. Угловая деформация шины нарастает по мере увеличения поворачивающего момента до тех пор, пока в пятне контакта шины с дорогой сохраняется сцепление.
4.1.4. Радиусы колеса
В связи с различными деформациями пневматической шины ее радиус не имеет одного определенного значения, как у колеса с жестким ободом.
Различают следующие радиусы качения колеса с пневматической шиной: свободный r0, статический rст, динамический rд и кинематический rк.
Свободный радиус r0 — это радиус беговой дорожки колеса без внешней нагрузки. Он равен расстоянию от поверхности беговой дорожки до оси колеса. Значение свободного радиуса колеса зависит от давления воздуха в шине и частоты вращения колеса.
Статический радиус гст представляет собой расстояние от оси неподвижного колеса, нагруженного нормальной силой, до плоскости его опоры.
Динамический радиус rд — это расстояние от оси движущегося колеса до точки приложения результирующей продольных реакций почвы, действующих на колесо.
Статический и динамический радиусы уменьшаются с увеличением нормальной нагрузки и с уменьшением давления воздуха в шине. Динамический радиус с увеличением скорости несколько возрастает от вздутия шины под действием центробежных сил. При движении колеса с малой скоростью по твердому грунту rст и rд приблизительно одинаковые. Для этого случая радиус rст с достаточной для практических целей можно принять в качестве расчетного.
Кинематический радиус, или радиус качения колеса представляет собой поделенный на 2π действительный путь колеса SK, пройденный за один оборот. Кинематический радиус можно также определить как радиус фиктивного колеса с жестким ободом, которое при отсутствии пробуксовывания и проскальзывания помимо такой же, как у действительного колеса, частоты вращения, имеет и одинаковую с ним скорость качения, т. е.
rк = Sk/2π= vк/ωк, (4.5)
где SK- путь колеса, пройденный за один его оборот; vк - поступательная скорость качения колеса; ωк - угловая скорость вращения колеса.
4.2. Работа ведомого колеса
4.2.1. Кинематика и режимы качения колеса
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.