В стандарте DIN 70 020 принято: fa=Kи; fm=1.
На рисунке 2.3 приведена типовая ВСХ поршневого двигателя внутреннего сгорания. Важнейшие параметры ВСХ: максимальная (номинальная) мощность Nеmах=Nеv, кВт; максимальный крутящий момент Мmах, Нм; крутящий момент при максимальной (номинальной) мощности Мн, Нм; частота вращения вала двигателя при максимальной мощности nн, мин-1; частота вращения при максимальном моменте nм, мин-1; коэффициенты приспособляемости по моменту kM и по угловой скорости (частоте вращения) km:
kM=Mmax/Mн; (2.19)
kω=ωн/ωM=nн/nM. (2.20)
Рисунок 2.3 - Внешняя скоростная характеристика двигателя внутреннего сгорания
Коэффициенты kM и kω характеризуют способность двигателя преодолевать кратковременные перегрузки, обусловленные повышением сопротивления движению автомобиля, без переключения на низшую передачу. Чем больше значения kM и kω, тем выше средняя скорость автомобиля.
У двигателей с искровым зажиганием при максимальной частоте вращения вала nдmах мощность может быть меньше, чем Nemах. Тогда nн< nдmах, a kω=nдmах/nМ.
Идеальная ВСХ двигателя отвечает следующим требованиям: мощность двигателя остается постоянной в рабочем диапазоне частоты вращения вала двигателя от nдmin до nдmах, а вращающий момент изменяется по гиперболе. На рисунке 2.4 идеальная характеристика соответствует кривой 4. Характеристики дизельного 1 и с искровым зажиганием 2 двигателей существенно отличаются от идеальной, что отрицательно сказывается на тягово-скоростных свойствах автомобиля. Характеристика газотурбинного двигателя 3 более предпочтительна, особенно для автомобилей, работающих в тяжелых дорожных условиях. Близкую к идеальной характеристику имеет электрический двигатель постоянного тока.
У карбюраторных двигателей kM=1,20-1,35; kω=1,5-2,5; у дизельных и бензиновых с впрыском топлива kM=1,05-1,20; kω=1,40-2,0. У современных дизельных двигателей с электронным управлением подачей топлива значения kМ достигают 1,4-1,5. Характеристики таких двигателей в широком диапазоне изменения частоты вращения обеспечивают получение практически постоянной мощности. Двигатели с такими характеристиками называют двигателями постоянной мощности (ДПМ).
Рисунок 2.4 - Скоростные характеристики двигателей различных типов
Водитель, воздействуя на педаль акселератора, поддерживает необходимую и реальных дорожных условиях скорость движения автомобиля. На каждом конкретном участке пути необходимо увеличивать или уменьшать скорость, либо поддерживать ее постоянной. В этой связи скоростные характеристики двигателя должны изменяться. При полном нажатии на педаль акселератора получают ВСХ, а при промежуточных ее положениях — ЧСХ.
У двигателей с искровым зажиганием педаль акселератора непосредственно связана с дроссельной заслонкой, которая регулирует количественный и качественный состав рабочей смеси. Двигатели грузовых автомобилей снабжаются ограничителями максимальной частоты вращения. После превышения двигателя частоты вращения nР вступает в работу ограничитель, обеспечивающий постепенное снижение подачи топлива по мере возрастания частоты вращения вала двигателя nн, что приводит к соответствующему уменьшению крутящего момента двигателя.
На рисунке 2.5 показаны скоростные характеристики двигателя с искровым зажиганием. Кривая 1 соответствует внешней скоростной характеристике, кривые 2-4 — частичным скоростным характеристикам. Цифрой 5 обозначена характеристика ограничителя максимальной частоты вращения вала двигателя, а цифрой 6 — характеристика минимального холостого хода. Характеристика 5 соответствует полному нажатию на педаль акселератора, а характеристика 6 — полностью отпущенной педали. Значение nxxmax называют максимальной, а nххmin — минимальной частотой холостого хода двигателя. При этих частотах вращающий момент двигателя равен нулю, следовательно, двигатель работает без нагрузки (вхолостую).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.