kw=0,5cxρв. (2.12)
Параметр kw называют коэффициентом сопротивления воздуха. Его численное значение равно силе сопротивления воздуха, действующей на 1 м2 лобовой площади автомобиля при относительной скорости потока воздуха 1 м/с. В системе СИ его размерность кг/м3 или Нс2/м4.
Плотность воздуха на уровне моря составляет 1,225 кг/м3. При испытаниях автомобилей в равнинных условиях принимают ρв=1,25 кг/м3.
Значения сх и kw для различных типов автомобилей приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Коэффициенты обтекаемости и сопротивления воздуха
| Тип автомобиля | сх | kw, Нс2/м4 | 
| Легковые автомобили | 0,30-0,60 | 0,20-0,35 | 
| Грузовые автомобили: | ||
| бортовые | 0,90-1,15 | 0,50-0,70 | 
| с кузовом фургон | 0,80-1,0 | 0,50-0,60 | 
| Автобусы: | ||
| капотной компоновки | 0,75-0,90 | 0,45-0,55 | 
| вагонной компоновки | 0,60-0,75 | 0,35-0,45 | 
| Автопоезда | 1,40-1,55 | 0,85-0,95 | 
| Автоцистерны | 0,90-1,10 | 0,55-0,65 | 
| Гоночные автомобили | 0,25-0,30 | 0,15-0,20 | 
При использовании коэффициента kw вместо сх формула (2.11) принимает вид
Рwx=kwAлυ2x. (2.13)
Произведение kwАл называют фактором обтекаемости автомобиля.
Испытания автомобилей по определению показателей тягово-скоростных свойств и топливной экономичности проводят в безветренную погоду. Скорость ветра при этом незначительна, не более 3 м/с. Поэтому учитывают лишь скорость автомобиля и силу сопротивления воздуха вычисляют по формуле
Рw=kwAлv2. (2.14)
2.2.4. Сопротивление разгону
При неравномерном движении автомобиля с переменой скоростью возникают силы инерции поступательно движущихся масс и инерционные моменты масс, совершающих относительные вращательные движения (относительно корпуса автомобиля). При ускорении автомобиля эти силы и моменты создают дополнительное сопротивление движению и требуют увеличения затраты энергии на этом режиме движения. Сила инерции поступательно движущейся массы автомобиля
 (2.15)
                           (2.15)
где  и
 и  —
векторы ускорения и скорости автомобиля соответственно.
 —
векторы ускорения и скорости автомобиля соответственно. 
Суммарная инерционная сила с учетом вращающихся масс автомобиля
 ,                             (2.16)
,                             (2.16)
где δвр — коэффициент учета вращающихся масс.
На рисунке 2.1 изображен только вектор  и показаны направления векторов и
порционных моментов
 и показаны направления векторов и
порционных моментов  и
 и  . На
схеме принято, что передние колеса автомобиля ведомые, а задние ведущие,
поэтому
. На
схеме принято, что передние колеса автомобиля ведомые, а задние ведущие,
поэтому  =
= ,
,  =
= . Векторы
инерционных моментов
. Векторы
инерционных моментов  и
 и  на
рисунке 2.1 не изображены, так как их направления совпадают с направлениями
осей вращения соответственно вала двигателя и валов трансмиссии и действуют они
в поперечной плоскости.
 на
рисунке 2.1 не изображены, так как их направления совпадают с направлениями
осей вращения соответственно вала двигателя и валов трансмиссии и действуют они
в поперечной плоскости.
2.2.5. Сопротивление прицепа
Сопротивление движению прицепа обусловлено ими же факторами, что и сопротивление движению автомобиля, поэтому определяется аналогично.
Сила сопротивления прицепа
Рпp=Рiпр+Mfпp/rк+Pwпp+Pjпp+Мjк.пр/rк, (2.17)
где Рiпр - скатывающая сила прицепа; Mfпp - момент сопротивления качению колес прицепа; Рwпp - сила сопротивления воздуха, действующая на прицеп; Рjпр - сила инерции поступательно движущейся массы прицепа; Мjк.пр - инерционный момент колес прицепа.
Формулы для вычисления сил и моментов сопротивления движению прицепа аналогичны соответствующим формулам для автомобиля. Различается лишь определение сопротивления воздуха. Коэффициент сопротивления воздуха kw зависит не только от формы отдельных звеньев автопоезда (автомобиля-тягача и прицепов), но и от взаимодействия воздушных потоков, обтекающих эти звенья. В промежутках между звеньями сверху и по бокам образуются мощные завихрения. Увеличивается также вихреобразование в нижней части звеньев и за последним прицепом. Поэтому для автопоездов значения коэффициентов на 15-30 % больше, чем для одиночных автомобилей. У магистральных автопоездов, движущихся с большими скоростями, не преодоление сопротивления воздуха затрачивается до 50 % мощности двигателя.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.