kw=0,5cxρв. (2.12)
Параметр kw называют коэффициентом сопротивления воздуха. Его численное значение равно силе сопротивления воздуха, действующей на 1 м2 лобовой площади автомобиля при относительной скорости потока воздуха 1 м/с. В системе СИ его размерность кг/м3 или Нс2/м4.
Плотность воздуха на уровне моря составляет 1,225 кг/м3. При испытаниях автомобилей в равнинных условиях принимают ρв=1,25 кг/м3.
Значения сх и kw для различных типов автомобилей приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Коэффициенты обтекаемости и сопротивления воздуха
Тип автомобиля |
сх |
kw, Нс2/м4 |
Легковые автомобили |
0,30-0,60 |
0,20-0,35 |
Грузовые автомобили: |
||
бортовые |
0,90-1,15 |
0,50-0,70 |
с кузовом фургон |
0,80-1,0 |
0,50-0,60 |
Автобусы: |
||
капотной компоновки |
0,75-0,90 |
0,45-0,55 |
вагонной компоновки |
0,60-0,75 |
0,35-0,45 |
Автопоезда |
1,40-1,55 |
0,85-0,95 |
Автоцистерны |
0,90-1,10 |
0,55-0,65 |
Гоночные автомобили |
0,25-0,30 |
0,15-0,20 |
При использовании коэффициента kw вместо сх формула (2.11) принимает вид
Рwx=kwAлυ2x. (2.13)
Произведение kwАл называют фактором обтекаемости автомобиля.
Испытания автомобилей по определению показателей тягово-скоростных свойств и топливной экономичности проводят в безветренную погоду. Скорость ветра при этом незначительна, не более 3 м/с. Поэтому учитывают лишь скорость автомобиля и силу сопротивления воздуха вычисляют по формуле
Рw=kwAлv2. (2.14)
2.2.4. Сопротивление разгону
При неравномерном движении автомобиля с переменой скоростью возникают силы инерции поступательно движущихся масс и инерционные моменты масс, совершающих относительные вращательные движения (относительно корпуса автомобиля). При ускорении автомобиля эти силы и моменты создают дополнительное сопротивление движению и требуют увеличения затраты энергии на этом режиме движения. Сила инерции поступательно движущейся массы автомобиля
(2.15)
где и — векторы ускорения и скорости автомобиля соответственно.
Суммарная инерционная сила с учетом вращающихся масс автомобиля
, (2.16)
где δвр — коэффициент учета вращающихся масс.
На рисунке 2.1 изображен только вектор и показаны направления векторов и порционных моментов и . На схеме принято, что передние колеса автомобиля ведомые, а задние ведущие, поэтому =, =. Векторы инерционных моментов и на рисунке 2.1 не изображены, так как их направления совпадают с направлениями осей вращения соответственно вала двигателя и валов трансмиссии и действуют они в поперечной плоскости.
2.2.5. Сопротивление прицепа
Сопротивление движению прицепа обусловлено ими же факторами, что и сопротивление движению автомобиля, поэтому определяется аналогично.
Сила сопротивления прицепа
Рпp=Рiпр+Mfпp/rк+Pwпp+Pjпp+Мjк.пр/rк, (2.17)
где Рiпр - скатывающая сила прицепа; Mfпp - момент сопротивления качению колес прицепа; Рwпp - сила сопротивления воздуха, действующая на прицеп; Рjпр - сила инерции поступательно движущейся массы прицепа; Мjк.пр - инерционный момент колес прицепа.
Формулы для вычисления сил и моментов сопротивления движению прицепа аналогичны соответствующим формулам для автомобиля. Различается лишь определение сопротивления воздуха. Коэффициент сопротивления воздуха kw зависит не только от формы отдельных звеньев автопоезда (автомобиля-тягача и прицепов), но и от взаимодействия воздушных потоков, обтекающих эти звенья. В промежутках между звеньями сверху и по бокам образуются мощные завихрения. Увеличивается также вихреобразование в нижней части звеньев и за последним прицепом. Поэтому для автопоездов значения коэффициентов на 15-30 % больше, чем для одиночных автомобилей. У магистральных автопоездов, движущихся с большими скоростями, не преодоление сопротивления воздуха затрачивается до 50 % мощности двигателя.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.