случай проигрыша (стороной B) ищется оптимальная стратегия в следующей последовательности:
1. Сторона B в каждом столбце платежной матрицы находит максимальный элемент.
2. Из всех максимальных элементов выбирается минимальный элемент, который определяет оптимальную стратегию проигрывающей стороны.
Математически это оформляется следующим образом:
-минимаксный проигрыш (верхняя цена игры).
Если , то игра считается равновесной. Это значит, что сторонам, участвующим в конфликте, известно о поведении противника. По модели равновесная игра определяется наличием в матрице седловой точки, когда минимальный элемент i-ой строки равен максимальному элементу j-го столбца. Такая игра еще называется чистой игрой, а выбранные стратегии называются оптимальными.
В большинстве случаев седловая точка в платежной матрице отсутствует, т.е. . Это говорит о том, что противоположная сторона не имеет полной информации о стратегии противника. В этом случае о применении противоположной стороной стратегии можно говорить только с вероятностью. Поэтому в таких играх определяется не столько выигрышпроигрыш, сколько вероятность применения противником той или иной стратегии. Выбрать наилучшую стратегию, значит выбрать ту стратегию, у которой максимальная вероятность. Для этого на основе известной платежной матрицы определяется ряд распределения вероятностей для каждой из сторон:
В такой игре можно говорить только о среднем платеже (математическом ожидании платежа)
, где - платежи игровой матрицы, - вероятности применения сторонами i-ой и j-ой стратегии.
Для стороны А оптимальная стратегия определится по среднему платежу
.
Для стороны B оптимальная стратегия определится по среднему платежу
.
В практических задачах находят средний ожидаемый выигрыш-проигрыш (цену игры) из формулы , где .
Методы решения игровой задачи
1. Если в платежной матрице имеется седловая точка, то ее определяют простым перебором.
2. Если платежная матрица не имеет седловой точки, следовательно, игра смешанная, и необходимо найти ряды распределения вероятностей применения сторонами A и B стратегий и .
Методика решения смешанной игры 2x2
Решением смешанной игры 2х2 является определение двух рядов распределения вероятностей применения сторонами A и B стратегий:
Определение ряда ведется в следующей последовательности:
1. Строится ряд распределения для стороны A. Если сторона A будет использовать наилучшую свою стратегию , то при любой стратегии противника ее выигрыш составит величину . Исходя из этого, можно составить систему линейных алгебраических уравнений, в которых в качестве переменных фигурируют вероятности применения противником той или иной стратегии
выигрыш при применении стороной B стратегии , выигрыш при применении стороной B стратегии .
2. По тому же принципу можно составить систему линейных алгебраических уравнений для стороны B:
выигрыш при применении стороной A стратегии , выигрыш при применении стороной A стратегии .
3. Решая полученные системы, найдем вероятности .
4. Если принять , , то решение запишется в виде:
Пример решения игры 22
Допустим, платежная матрица игры имеет вид:
|
|||
2 |
-1 |
-1 |
|
-3 |
4 |
-3 |
|
2 |
4 |
Из матрицы видно, что нижняя цена игры , верхняя цена игры , седловой точки нет. Значит, игра смешанная и необходимо найти вероятности .
В результате решения получим два ряда распределения вероятностей:
.
Из этого следует, что стороне А необходимо применять стратегию , а стороне В чередовать стратегии с одинаковой частотой.
Методика решения смешанной игры mxn
Целью является поиск рядов распределения вероятностей для стороны A размерностью m и для стороны B размерностью n. Для поиска указанных рядов в соответствии с выше рассмотренным принципом строится система линейных алгебраических уравнений вида:
Решением данной системы будет .
Решить данную систему можно средствами линейного программирования
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.