случай проигрыша (стороной B) ищется оптимальная стратегия в следующей последовательности:
1. Сторона B в каждом столбце платежной матрицы находит максимальный элемент.
2. Из всех максимальных элементов выбирается минимальный элемент, который определяет оптимальную стратегию проигрывающей стороны.
Математически это оформляется следующим образом:
-минимаксный
проигрыш (верхняя цена игры).
Если , то игра считается
равновесной. Это значит, что сторонам, участвующим в конфликте, известно о
поведении противника. По модели равновесная игра определяется наличием в
матрице седловой точки, когда минимальный элемент i-ой
строки равен максимальному элементу j-го столбца. Такая
игра еще называется чистой игрой, а выбранные стратегии называются оптимальными.
В
большинстве случаев седловая точка в платежной матрице отсутствует, т.е. . Это говорит о том, что
противоположная сторона не имеет полной информации о стратегии противника. В
этом случае о применении противоположной стороной стратегии можно говорить
только с вероятностью. Поэтому в таких играх определяется не столько выигрышпроигрыш, сколько вероятность
применения противником той или иной стратегии. Выбрать наилучшую
стратегию, значит выбрать ту стратегию, у которой максимальная вероятность. Для
этого на основе известной платежной матрицы определяется ряд распределения
вероятностей для каждой из сторон:
В такой игре можно говорить только о среднем платеже (математическом ожидании платежа)
, где
- платежи игровой матрицы,
- вероятности применения
сторонами i-ой и j-ой
стратегии.
Для стороны А оптимальная стратегия определится по среднему платежу
.
Для стороны B оптимальная стратегия определится по среднему платежу
.
В
практических задачах находят средний ожидаемый выигрыш-проигрыш (цену игры) из
формулы , где
.
Методы решения игровой задачи
1. Если в платежной матрице имеется седловая точка, то ее определяют простым перебором.
2. Если
платежная матрица не имеет седловой точки, следовательно, игра смешанная, и
необходимо найти ряды распределения вероятностей применения сторонами A и B стратегий и
.
Методика решения смешанной игры 2x2
Решением смешанной игры 2х2 является определение двух рядов распределения вероятностей применения сторонами A и B стратегий:
Определение ряда ведется в следующей последовательности:
1. Строится ряд распределения для стороны A.
Если сторона A будет использовать наилучшую свою
стратегию , то при любой стратегии противника
ее выигрыш составит величину
. Исходя из
этого, можно составить систему линейных алгебраических уравнений, в которых в
качестве переменных фигурируют вероятности применения противником той или иной
стратегии
выигрыш при применении стороной B стратегии
, выигрыш при применении стороной B стратегии
.
2. По тому же принципу можно составить систему линейных алгебраических уравнений для стороны B:
выигрыш при применении стороной A стратегии
, выигрыш при
применении стороной A стратегии
.
3. Решая
полученные системы, найдем вероятности .
4. Если
принять ,
,
то решение запишется в виде:
Пример решения
игры 22
Допустим, платежная матрица игры имеет вид:
|
|
|
|
|
|
||
|
2 |
-1 |
-1 |
|
-3 |
4 |
-3 |
|
2 |
4 |
Из матрицы видно, что нижняя цена игры , верхняя цена игры
, седловой точки нет. Значит,
игра смешанная и необходимо найти вероятности
.
В результате решения получим два ряда распределения вероятностей:
.
Из
этого следует, что стороне А необходимо применять стратегию , а стороне В чередовать
стратегии с одинаковой частотой.
Методика решения смешанной игры mxn
Целью является поиск рядов распределения вероятностей для стороны A размерностью m и для стороны B размерностью n. Для поиска указанных рядов в соответствии с выше рассмотренным принципом строится система линейных алгебраических уравнений вида:
Решением данной системы будет .
Решить данную систему можно средствами линейного программирования
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.