Анализ тенденций развития рынка медицинского туризма

Страницы работы

Содержание работы

Анализ тенденций развития рынка медицинского туризма

Рынок медицинского и оздоровительного туризма стремительно набирает обороты во всем мире. Согласно результатам исследования Ассоциации индийских промышленников: в 2004 году мировой объем прибыли от медицинских путешествий был $40 миллиардов, а к 2013 году он будет составлять уже $100 миллиардов. Причин этому несколько: стремительное старение человечества, высокая смертность в ряде регионов мира, неблагоприятная экология, климатические изменения, увеличение количества онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний.

Все это приводит к тому, что вместо простого отдыха и путешествий люди все чаще выбирают медицинский и оздоровительный туризм (МОТ) с целью поправить свое здоровье, пройти курс реабилитации после операции и т.п.

Медицинский туризм представляет определенный интерес и для гостиниц. Отели, по мнению экспертов, являются ключевыми партнерами в данном направлении туризма. Не все пациенты клиник, приезжающие на лечение, являются стационарными больными, многие приезжают для диагностики, амбулаторного лечения и в таком случае им требуется проживание в гостиницах. С больными, как правило, приезжают сопровождающие их родственники, которые также проживают в отелях. Кроме того, в мире все более набирает силу направление оздоровительного туризма, когда отели предлагают своим посетителям СПА, лечебные комплексы, а некоторые клиники строят на своей территории гостиницы, таким образом, создавая единые оздоровительные комплексы.

В Украине много природных ресурсов, различные климатические условия, еще сохранились экологически чистые места, поэтому специалисты говорят о больших возможностях в будущем для въездного медицинского и оздоровительного туризма. Например, интересен опыт России, в частности СПА-отеля «Кивач» в Карелии, который уже 15 лет занимается санаторно-курортным лечением. В «Киваче» сочетается отель и клиника, во всех номерах отеля - процедурная комната и инфракрасная сауна. Лечение основано на использовании природных факторов, грязелечении, на принципах оздоровления всего организма. Для туристов, приезжающих с медицинскими целями, предлагают широкий выбор оздоровительных программ, эндоэкологическую реабилитацию. За результатом в Карелию едут медицинские туристы из разных стран. «Кивач» имеет золотую медаль за создание клиники будущего.

Такие центры, как «Кивач», имеют большое будущее, поэтому так важен интересный зарубежный и российский опыт для организации приема  такого рода туристов.

Анализ мирового рынка МОТ

На сегодняшний день в мире по темпам роста пациентов из-за рубежа лидируют следующие страны: Индия, Сингапур, Филиппины, Малайзия, Таиланд. Доходы этой пятерки стран от медицинского туризма составляют 13 % от общего рынка туризма в мире. Причинами лидерства азиатского региона являются два фактора – цена и возможность совместить лечение с отдыхом в теплом климате. В Сингапуре и Таиланде затраты на операции составляют 30 % от такого же лечения в США и Европе. В Индии – 20 %, в Малайзии – 25 %. Жители стран СНГ чаще всего едут лечиться в Германию, Израиль, Швейцарию. В этих странах очень высокие стандарты лечения и обслуживания пациентов, но и цены выше азиатских. Качественное, но более дешевое лечение предоставляет Турция. В последние пару лет на этом рынке появились и новые страны – Иордания, которая начала вкладывать большие средства в приобретение новейшего медицинского оборудования, а также Иран, который является одним их мировых лидеров по пересадке тканей и органов, а также пластической хирургии.

Многие страны выбирают определенную специализацию:

-  в Турции серьезная генная диагностика и успешно лечат онкологических больных.

-  в Израиле – мощная кардиологическая база и хорошо лечат бесплодие.

-  на Кипре занимаются имплантацией волос,

-  в Таиланде делают операции по изменению пола,

-  в Индии операция на сердце будет стоить около всего $ 10 тысяч, при этом, процент летальных исходов после таких операций у индийских кардиологов ниже, чем в Америке и Европе.

Стоит отметить грамотное взаимодействие медицинских клиник и страховых компаний с отелями. Гибкая система скидок, низкая стоимость проживания на местных курортах азиатских стран позволяют пациентам сочетать отдых с лечебными программами. Правильно работает в направлении медицинского туризма Турция, которая намеревается увеличить на 16 % свою долю на мировом рынке. Турецкие клиники заключают договора с отелями и авиакомпаниями на снижение тарифов для медицинских туристов. Например, перелет для таких туристов из США в Турцию на 25 % дешевле, из других стран – на 20 %, в эконом-классе – на 10 %. Серьезные скидки дают медицинским туристам и турецкие отели.

Согласно результатам исследований американской консалтинговой компании Deloitte, количество медицинских туристов возрастает с каждым годом, и эта тенденция важна для всех мировых игроков, в том числе и для Украины, которая привлекательна с точки зрения лечения и отдыха в тех местах, где чистая и красивая природа. Deloitte провела классификацию медицинских туристов: это 51,1 % мужчин и 41,9 % женщин, в возрасте от 20 до 40 лет. Тех, кому от 40 до 60 лет – 36 %, также хотели бы поехать полечиться в другую страну. И только 29,1 % людей старше 60 готовы для медицинских путешествий. Большая часть медицинских туристов – жители азиатских, а также испаноязычных стран, у которых нет личной медицинской страховки.

В последние несколько лет к ним добавились и российские туристы.

По подсчетам экспертов компании Deloitte, страны, которые готовы принимать у себя таких медицинских туристов и при этом проводить политику выгодных цен, могут рассчитывать на прибыль от МОТ в размере $20 миллиардов в год. В Европе – сильная государственная система здравоохранения, поэтому выехать на лечение в другую страну готовы только 4 европейца из 100, в основном те, кто болен редким заболеванием, или рассчитывает найти специализированные центры с передовой медицинской техникой. В Европе наиболее популярен межрегиональный медицинский туризм.

Многие медицинские клиники мира теперь предлагают пациентам не только лечение, а целый лечебный пакет, по выгодным ценам, в который входит: лечение в клинике, реабилитация после курса лечения; проживание больного и сопровождающих членов семьи непосредственно в клинике, либо в гостинице, принадлежащей кинике, либо в гостинице, с которой заключен договор; авиаперелет туда и обратно, трансфер, услуги переводчика, офис по туризму. Даже появился новый термин – медицинский тур All inclusive. С такими турами эстетической хирургии недавно появилась на мировом рынке Южная Корея. Правительство страны даже приняло решение о строительстве на острове Чеджу большого оздоровительного центра, в который входят клиника, 18 полей для гольфа, пляжи, апартаменты класса люкс, для проживания в них иностранных пациентов после операций или во время лечения. Как видим, медицинские клиники, и оздоровительные центры в чем-то становятся конкурентами гостиниц.

По подсчетам экспертов, к 2012 году медицинский туризм в мире будет составлять до 10 млн. человек. Это огромный туристский поток, с которыми клиники, санатории, авиаперевозчики, гостиницы, туроператоры должны считаться. Поэтому целесообразно разобраться в терминологии.

Похожие материалы

Информация о работе