Анализ тенденций развития рынка медицинского туризма, страница 2

Медицинский туризм – это понятие включает в себя лечение в клинике другого региона или другой страны, сюда же входят косметология, стоматология, лечение бесплодия и случайные медицинские туристы, т.е. те, кто заболел во время путешествия.

Оздоровительный туризм – это путешествие с целью улучшения здоровья на курорт либо в санаторий, либо в центр снижения веса, сюда также входят СПА, велнесс-центры, аюрведа.

Туристов, путешествующих с медицинскими целями, можно разделить на следующие группы, которых интересуют:

-  качественное лечение;

-  анонимное лечение;

-  лечение редких заболеваний;

-  фертильный туризм (ЭКО, донорство яйцеклеток и спермы, суррогатное материнство);

-  лечение стволовыми клетками (одним из лидеров является Украина);

-  трансплантология,

-  желание совместить лечение с отдыхом, экскурсиями, шопингом.

МОТ – это не только вопросы медицины, здесь очень важны: логистика, трансфер, вопросы размещения в гостиницах, страховка, правовые вопросы, визовая поддержка. Имеет значение достоверная информация о клиниках и о представлении всех услуг; 1 /4 всех жалоб поступает на отсутствие достоверной информации.

Потенциальные потребители санаторно-курортных услуг, курортов, СПА: более 50 % – женщины старше 45 лет, 8 % выбирают санаторий по рекомендации врачей, 32 % выбирают курорт, руководствуясь медицинской проблемой.

Зарубежный опыт организации медицинских туров

В Сингапуре медицинские клиники работают через медицинские агентства так же, как отели продают услуги через турагентства. Отели могут стать полноценными партнерами медицинских клиник. Например, в Сингапур в 2008 году приезжало, для медицинского лечения 640 тысяч туристов. Преимущества этого региона, привлекающего медицинских туристов - высокие технологии и высокие стандарты качества услуг, доброжелательное отношение персонала, комплексный подход, строгие требования к гигиене, правовое обеспечение, прозрачность услуг, когда на сайтах клиник написаны все цены лечения и проживания. Сингапур выбирают не только из-за качества лечения, но и из-за инфраструктуры, когда для пациентов подбираются хорошие гостиницы, большой выбор дополнительных услуг. Большинство медицинских клиник Сингапура являются участниками холдингов, в которые, помимо клиник, входят гостиницы, транспортные и туристические агентства, центры обслуживания пациентов, которые и дают рекомендации по выбору той или иной клиники и оказывают помощь медицинским туристам в организации поездки в Сингапур. С такими холдингами сотрудничают самые разные отели, начиная от Grand Hyatt, Hilton, Shangri-La и заканчивая бутик-отелями и недорогими гостиницами. Многие гостиницы находятся рядом с крупнейшими медицинскими центрами, такими, как Gleneagles, Raffles, Carnden.

Израиль – страна-лидер по приему медицинских туристов из стран постпосетского пространства. Уровень израильской медицины – один из лучших в мире. Но это не единственный фактор привлечения такого количества медицинских туристов. Влияет также и туристический сервис высокого уровня, то, что больные люди могут заказать для себя и членов семьи гостиницы самого разного уровня по приемлемой цене. Больниц в Израиле много, они конкурируют между собой и борются за пациентов. Поэтому, для них стараются предоставить максимально высокое качество гостиничных услуг, дополнительных услуг, везде есть русскоговорящий персонал или переводчики. Например, Rabin Medical Center – это одна из ведущих клиник по операциям на сердце и крупный центр по пересадке легких. Рядом находится гостиница, утром пациенты приходят на лечение и вечером уходят обратно в гостиницу. В отеле – велнесс-центр, центр йоги, салон красоты. Идея заключается в том, чтобы пока пациенты на лечении, сопровождающим их членам семьи было чем заняться в гостинице.

В Швейцарии практикуется комплексный подход к медицинским туристам, включающий в себя высокое качество услуг, достижения на основе новейших научных разработок, профессиональный подход, инновации, богатые традиции, превосходное обучение персонала. В данной стране законодательно закреплено соблюдение наивысших стандартов качества оказания медицинских услуг, одинаковых во всех клиниках. Медицинские центры Швейцарии помогают туристам, путешествующим с медицинскими целями, получить визовую поддержку и размещением в гостиницах. Подбираются те гостиницы, которые находятся недалеко от клиник, заключаются с ними договора о сотрудничестве. Пациенты и сопровождающие члены их семей, приезжающие в Швейцарию на лечение, должны быть уверены, что они получат в отелях самое высокое качество обслуживания и ряд дополнительных услуг.

В Швейцарии 60 % государственных госпиталей и 40 % частных клиник. Даже базовое страховое обеспечение позволяет обратиться пациенту в частную клинику. Лечение в государственных и частных клиниках проводится по одинаковым стандартам, но в частной клинике пациент имеет право выбрать: врача, гостиницу определенного уровня для проживания. Кроме того, в частных клиниках больше обслуживающего персонала и свободный прием иностранных пациентов. Например, Clinique De Genolier – новая гостиница медицинского типа, в которой 63 апартамента соединены с медицинской клиникой специальным переходом. В гостинице могут проживать, как сами пациенты, так и сопровождающие их лица; в гостинице есть СПА, дополнительные услуги, персонал говорит на разных языках. В Valmont Clinique - также, помимо медицинского корпуса, есть гостиница и ресторан. В практике деятельности принято с гостиницами, страховыми компаниями и туроператорами заключать одно соглашение на все клиники сети.

Для успешного развития медицинского туризма необходимо соблюдать определенные этические принципы. Качество медицинского туризма зависит не только от лечения, а на 95 % от общего комплекса оказываемых услуг. Люди ищут не только медицинское обслуживание, но и дополнительные услуги, комфортное размещение, климатические условия, высококвалифицированный уход. Все нужды и потребности клиента должны удовлетворяться, а для этого надо первоначально предоставлять правильную информацию. Не должно быть так, что клиент ориентируется на одну цену, а приехав на лечение, цена оказывается другой. Еще нужно задавать вопросы, а что будет с пациентом, когда он уезжает обратно и как поступить, если что-то пойдет не так. Если пациентам даются обещания, их нужно выполнить, очень важно соблюдать медицинскую этику. Следующий момент, на который необходимо обратить внимание – обеспечение качества предоставления медицинских и дополнительных услуг, а это подтверждается аудитом.

Предоставляемая пациенту информация должна быть: полной, четкой, достоверной, ответственной, с определенным лимитом на информацию (например, смертельно больным людям); на том языке, который пациент понимает: соответствовать той ситуации, в которой пациент находится. Должна быть продумана вся цепочка оказания услуг пациентам. Необходимо сделать так, чтобы все ожидания пациента были бы исполнены.

Отель как ключевой партнер в медицинском и оздоровительном туризме // Отель. – №3. – 2011. – С. 18 – 21.