Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности. Исторические предпосылки возникновения и формирования концепции идентичности

Страницы работы

21 страница (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Заложил основу в понимание идентичности с точки зрения Э.Эриксона У.Джеймс. Хотя он еще не употреблял этого термина, и называл его характером, но скорее это субъективное вдохновенное остропереживаемое ощущение тождества и целостности является переживанием идентичности, чем характером, в общеупотребимом значении этого слова. Вот что мы находим в его письмах 1890 года: “Характер человека проявляется в том его умственном или моральном состоянии, когда в нем наиболее интенсивно и глубоко ощущение собственной активности и жизненной силы. В такой момент внутренний голос говорит ему: “Это и есть настоящий Я!” Такой опыт всегда предполагает “элемент активного напряжения, некоторой стойкости и веры в то, что внешние обстоятельства помогут ему, но не полную уверенность в этом. При полной уверенности это состояние переходит в нечто косное и тупое. Отнимите уверенность, и я испытаю (при условии, что я вообще в этом энергетическом состоянии) какое – то восторженное блаженство, горькую решимость сделать все, что угодно, и все преодолеть … и хотя это всего лишь настроение или эмоция, невыраженная в слове, она является глубочайшей основой всех моих практических и теоретических устремлений”. (Э.Эриксон,1996, стр28.)

Уильям Джеймс (Р.Бернс,1986) первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я – концепции и выдвинул гипотезу о двойственной природе и интегральности Я. Эта гипотетическая модель структуры глобального, личностного Я включает две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно, двойственное образование, включающее Я – сознающее (I) и Я – как объект (Me). Одна из них представляет чистый опыт (Я – сознающее), а другая – содержание этого опыта, Я как объект. Это означает, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой - осознает самого себя как один из элементов действительности, поскольку каждый рефлексивный акт предполагает идентификацию Я – как объекта и в то же время устанавливает нерасторжимую связь познаваемого и познающего. С точки зрения Джеймса, Я – объект – это все то, что человек может назвать своим. В области Я он выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: Я – духовное, Я – материальное, Я – социальное, Я – физическое. Таким образом, Джеймсу принадлежит первая и весьма глубокая концепция личностного Я, которая рассматривалась им в аспектах самопознания и которая предвосхитила многие развитые в последствии Я – концепции.

Кто именно впервые ввел термин “идентичность” до сих пор остается неизвестным, но в настоящий момент, учитывая хронологию написания научных трудов, с определенной долей уверенности, можно сказать, что пионером в употреблении термина был З.Фрейд, с его перцептивной идентичностью. В своих работах он упоминает идентичность, как мы теперь видим, в нескольких различных смыслах. Некоторым образом, можно даже говорить об эволюции понятия идентичности в его трудах. Первое - в “Толковании сновидений” (Фрейд, 1900, стр.71) впервые употребляет термин идентичности в следующем контексте. “У пациента повышен уровень чувствительности; в результате раннего опыта и на основании своих бессознательных ожиданий он изначально особое внимание обращает на все, что благоприятствует повторению и создает перцептивную идентичность”. Во втором случае Фрейд в более позднее время употребляет понятие идентичность в этническом смысле. “Сознание внутренней идентичности” у Фрейда включает чувство горькой гордости, сохраненное его гонимым, рассеянным и часто презираемым народом (Фрейд, 1913, 1991, стр59). И третье понимание Фрейдом идентичности мы встречаем в “Проекте научной психологии”, изданном посмертно в 1950г. “Таким образом, целью и завершением всех мыслительных процессов является достижение состояния идентичности”. “Давайте предположим, что объект, который присутствует в восприятии, напоминает субъекта — такого же человека. Если это так, теоретический интерес [проявляемый к нему] также объясняется тем фактом, что объект, подобный этому, был одновременно первым удовлетворяющим [субъекта] объектом и, далее, его первым враждебным объектом, а также и единственной помогающей ему силой. По этой причине человек познает в первую очередь именно человека-соплеменника. Тогда перцептивные комплексы, которые исходят из этого человека-соплеменника, будут частично новыми и несравнимыми, например его черты в зрительной сфере; но другие зрительные восприятия, например движения его рук, у субъекта будут совпадать с воспоминаниями о совершенно сходных зрительных впечатлениях, связанных с самим собой, своим собственным телом [воспоминаниями], что ассоциируются с воспоминаниями о движениях, которые он делал сам. Другие моменты восприятия объекта тоже (например, пронзительный крик) будут пробуждать воспоминания о своем собственном переживании боли (Фрейд, 1950, стр. 331).

На дальнейшее развитие взглядов об идентичности в достаточной мере повлияли философские изыскания взаимоотношений Я – Другой в экзистенционалистском русле философской антропологии. Возможно даже сказать, что эти исследования и заложили основу современного понимания идентичности.

Карл Ясперс (1997), в своей всемирно известной докторской диссертации

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психоанализ
Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
218 Kb
Скачали:
0