ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНОЙ ТЕРАПИИ
СЮЗАН УОЛЕН
РАЙМОВД ДИГУСЕПП
РИЧАРД УЭССЛЕР
Перевод АЛЕКСАНДРА ВИТАЛЬЕВИЧА МЕЛЬНИКОВА
OXFORD UNIVERSITY PRESS New York 1980 Oxford.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Хотя рационально-эмотивная терапия (РЭТ) в настоящее время стала одним из самых популярных методов психотерапии и лежит в основе развивающейся когнитивно-поведенческой терапии, пока ещё опубликовано сравнительно мало работ для специалистов, желающих практически освоить РЭТ. Большинство этих работ, хорошо это или плохо, написаны мной. И некоторые из них оставляют желать лучшего. В моей крупной работе "Рассудок и эмоции в психотерапии", опубликованной в 1962 году, преднамеренно сделан акцент на когнитивных аспектах РЭТ и не очень подробно отражены эмоциональный и поведенческий аспекты. То же самое можно сказать о моей книге "Рост через рассудок" (1971г), в которую включены стенограммы сеансов, проводимых докторами Беном Ардом, Джоном Гейсом, Полом Хауком, Джоном Гулло, Максом Молтсби и мной. Большинство этих сеансов были проведены в 60-е годы. В них также особое внимание уделялось когнитивному переструктурированию и опускались другие важные аспекты РЭТ.
В 60-е годы я опубликовал много статей с подробным изложением эмоционального и поведенческого аспектов РЭТ (Ellis, 1968, 1969, 1969), однако большинство этих материалов не встречались в книгах до середины 70-х годов, когда были изданы такие книги как: "Молодость: К личностному росту. Рационально-эмотивный подход" (Tosi, 1974), "Рационально-эмотивная терапия" (Morris and Kanitz, 1975), "Консультирование: когнитивно-поведенческий подход" (Lembo, 1976), "Руководство по рационально-эмотивной терапии" (Ellis and Grieger, 1977), "Краткосрочная психотерапия в медицинской практике" (Ellis and Abrahms, 1978) и Теоретические и практические основы рационально-эмотивной терапии (Ellis, 1979b).
Но даже эти книги являются каплей в море по сравнению с большим количеством появившихся в продаже популярных книг по РЭТ. Некоторые из них, такие как "Ваши заблуждения" (Dyer, 1976), "Всецело человечный, всецело живой" (Powell, 1976) и "Новое руководство по рациональному образу жизни" (Ellis and Harper, 1975) стали чрезвычайно популярны в читательской среде. Иногда меня спрашивают, почему я и другие авторы уделяют столько внимания популярным книгам по РЭТ вместо того, чтобы больше работать над книгами для профессионалов. Я отвечаю, что в то время, как большинство методов психотерапии слишком сложны для того, чтобы их можно было доступно изложить для неискушенного читателя, РЭТ - это вид терапии, понятный почти любому, кто умеет читать. И поскольку потенциальных читателей литературы по самопомощи гораздо больше, чем возможных клиентов для психотерапевтов, то очень важно, чтобы существовала соответствующая популярная литература. Более того, как показывают доктора Уолен, Ди Гусепп и Уэсслер в данной книге, РЭТ почти неизбежно включает библиотерапию, впрочем, как и другие когнитивные методы. И я счастлив, что много подходящих книг, включая некоторые мои собственные, доступны читателям.
Учитывая интерес в настоящее время к РЭТ как со стороны врачей, так и населения, должна быть написана основательная книга, детально разъясняющая, как начинающие и более опытные терапевты могут использовать разнообразные когнитивно-эмоционально-поведенческие приемы РЭТ. Настоящая книга докторов Уолен, Ди Гусеппа и Уэсслера максимально приближается к этой цели. Книга охватывает почти все аспекты РЭТ, включая применение её в индивидуальной, семейной и другой психологической терапии. Авторам свойственна ясность и четкость изложения, книга насыщена описаниями применения РЭТ в реальной ситуации.
Анализируя литературу по РЭТ, включая эту отличную книгу, и свой собственный 25-летний опыт работы в этой области у меня возникает вопрос, каковы характерные особенности хорошего рационально-эмотивного терапевта? Как я уже отмечал раньше, критически реагируя на статью Карла Роджерса (C. Rogers, 1957) "Необходимые и достаточные условия терапевтического изменения личности", "вероятно не существует единственного условия, абсолютно необходимого для успешного изменения эмоционального состояния и поведения" (Ellis, 1959, стр. 538). Я также утверждал, что не существует каких-то особых необходимых черт, которыми должен обладать хороший терапевт чтобы успешно лечить (Ellis, 1974a). Тем не менее, на мой взгляд, существуют черты, очень желательные для любого терапевта и для специалиста по РЭТ в особенности (Wessler and Ellis, 1979). Разрешите кратко остановиться на некоторых из них.
Рассудительность. Хотя многие очень рассудительные люди, включая очень рассудительных врачей, испытывают эмоциональные проблемы, я полагаю, что существует отчетливая тенденция у рассудительных людей делать разумные выводы исходя из собственного опыта. И они выбирают лучшие способы решения проблем из того разнообразия мнений, которое окружающие, в том числе и врачи, могут им предложить. Если это действительно так, то каждому терапевту, включая практикующих РЭТ, весьма желательно быть рассудительными и никак не уступать в этом своим пациентам.
Профессиональные знания. РЭТ является одним из немногих современных методов психотерапии, который осознанно, теоретически и практически обоснованно, включает более десятка когнитивных, эмотивных и поведенческих техник, каждая из которых имеет множество разновидностей. Как отмечал Арнольд Лазарус (A. Lazarus, 1976), терапевтам, применяющим РЭТ, важно обладать обширными
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.