Слово “шаман” пришло из Сибири, где местные практики до сих пор работают со сновидениями с помощью психоактивных грибов (мухоморы или псилоцибы), сочетая с игрой на бубне, дыхательными техниками и ритуальными плясками. Погружаясь в сноподобное состояние, шаманы общаются с “духами”, “предками”, “животными силами”, и прочими архетипами, соответствующими верованиям данной народности.
Принцип работы феноменологический - максимально полное проживание сновидения в моменте “здесь и сейчас”. Основной акцент работы со сновидениями - их толковане: предвидение будущего, т.н. “вещие сны”.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ
По Фрейду, трактовка символов сводится к двум основным мотивам (Libido et Tanatos), которые во время сновидений получают возможность своего проявления и выхода в сознание через “королевскую дорогу”.
Недавние переживания, события минувшего дня (т.н. “дневной осадок”) - сырой материал для построения сюжета сновидения, ширма для маскировки социально неприемлемых импульсов и желаний, всплывающих во время сна в замаскированном виде, т. е. в тех самых образах и символах, какими их видит сновидящий.
Процесс переработки скрытого содержания в явное Фрейд назвал Работой Сновидения. Она осуществляется с помощью:
1. Драматизации - превращение мыслей в образные ситуации.
2. Сгущения - превращение связных мыслей в бессвязные. Происходит при наложении друг на друга различных составных частей. На первый план выдвигаются общие элементы, а контрастирующие детали взаимоуничтожаются, образуя смешанные лица и композиции.
3. Смещение психических ценностей - волнующий материал превращается в нейтральный и т.п.
Кроме того, в сновидениях используются все механизмы защиты, свойственные человеку в состоянии бодрствования.
Психоанализ, в отличие от искусства толкования сновидений в древности, не сосредотачивается на предвидении будущего, а стремиться раскрыть прошлое с целью более глубокого понимания проблем настоящего.
Истинный же, скрытый смысл сновидения выявляется с помощью свободных ассоциаций. Во время сеанса сновидение разлагается на составные части, и ряд свободных ассоциаций строится от каждого из них.
Т.о. сновидение - клапан выхода примитивных аффектов. Этот односторонний, упрощенный подход не раз подвергался справедливой критике.
КАК РАБОТАТЬ СО СНОВИДЕНИЯМИ
Литература:
2. А. М. Вейн “Нарушения сна и бодрствования”, Москва, 1974г
3. В. Н. Касаткин “Теория сновидений”
4. Н. П. Таранова “Влияние депривации сна на ПОЛ синаптосом коры головного мозга крыс”
(мат. 5 Всесоюзного биохимического съезда, том 3)
5. Монография “Бессознательное: природа, функции, методы исследования”, том 2 “Сон. Клиника. Творчество” (ред. А. С. Прангишвили и проч.)
6. С. Криппнер, Д. Диллард “Сновидения и творческий подход к решению проблемы”, 1994
7. К. Кастанеда “Искусство сновидения”
8. К. Г. Юнг “Душа и символ”
9. Н. Ф. Калинина, И.Г. Тимощук “Основы юнгианского анализа сновидений”, изд. “Рефл-бук”, “Ваклер”, 1996г.
10. С. Гроф “Космическая игра”, “За пределами мозга”.
11. К. Каплан и Сэдок “Клиническая психиатрия”
12.
13.
14.
15. В. Козлов, Ю. Бубеев “Измененные состояния сознания: психология и физиология”
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.