В этом смысле метафора более комфортна, удобна для ребенка, но только диалог способен научить его юмору и подготовить к погружению в опасности монолога.
IV. Однажды в комнате появилось зеркало. Энни, игравшая с кошкой, подошла к нему. "Анна", - сказала Энни, увидев свое отражение. "Она?", - спросил отец. Кошка ничего не сказала, но долго принюхивалась к своему отражению.
Грегори Бейтсон любил начинать свои лекции с вопроса к студентам: "Сколько у вас пальцев на одной руке? Конечно, вы знаете, что их пять и можете всегда проверить это утверждение, пересчитав их. Попробуйте теперь посмотреть на руку не как на пять пальцев, а как на четыре отношения между ними".
Мифы, среди которых протекает наша жизнь, приобретают достоверность в той мере, в какой они становятся частью нас самих. Именно перед этими, зачастую неосознанными мифами, мы должны чувствовать ответственность. В случае встречи двух сильно отличающихся друг от друга систем, часто опираются на распространенное мнение, что больше по количеству, больше, чем не так много (4). Встреча превращается во что-то похожее на торговлю, возможность приобретения власти. При чем считается, что доминирование одной системы над другой является неизбежным результатом. Трагедия, происходящая на стыке между миром ребенка и миром взрослого, по подобному сценарию ведет к вырождению и уничтожению тех уникальных возможностей, которые несет в себе ребенок. Альтернативой было бы изменение наших взглядов, что привело бы к признанию сложности и интеграции с обеих сторон и не ставило бы инаковых (ребенка, женщину, шизофреника и др.) ниже "нормального взрослого".
По всей видимости, настало время вернуться к началу этой работы и вновь процитировать Жака Деррида, обращающегося "к благоразумию любого путешественника, который оказывается фатально замкнутым в какой-нибудь одной социокультурной среде: в таком случае интересы и точки отсчета по определению имеют тенденцию к взаимоотждествлению и, тем самым, к взаимостиранию дифференциальных признаков. " Остается добавить, что в таком случае "Средние века уже начались".
Литература:
1. Аграчев С. К вопросу о месте и роли психоанализа в современной культуре. - Московский психотерапевтический журнал, 1996.N2
2. Барт Р. Избранные работы: семиотика, ноэтика. - М.:Мысль, 1989
3. Барт Р. Мифология - М.:Изд-во им.Сабашниковых, 1996
4. Бейтсон Г., Бейтсон М. Ангелы страшаться-М.: Технологическая школа бизнеса, 1994
5. Генис А. Вавилонская башня (искусство настоящего времени)/ Иностранная литература, 1996, N6
6. Гордон Р. Исчезновение и нахождение: локализация архетипического опыта. К.Г.Юнг и современный психоанализ -М.:Че Ро, 1996
7. Делез Ж. Логика смысла-М.:Издательский центр “Академия”,1995
8. Деррида Ж. Жак Деррида в Москве-М.:РИК “Культура”,1993
9. Дмитриев И. Религиозные искания Исаака Ньютона./ Вопросы философии,1991, N6
10. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.:”Класс”,1993
11. Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика Пресс,1994
12. Лиотар Ж. Ответ на вопрос что такое постмодерн? М.:Ad Margiuem,1994
13. Милле Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. -М.: “Класс”,1996
14. Платон. Сочинения. Т.2-М.:Мысль,1970
15. Пригожин И. Философия нестабильности. /Вопросы философии,1991,N 6
16. Рейнгольд С. Отравить монаха или человеческие ценности по Умберто Эко. Иностранная литература,1994, N4
17. Руднев В. Введение в 20 век.-Родник, 1988
18. Саймон Р. Один к одному: Беседы с создателями семейной терапии - М.: “Класс”, 1996
19. Сальваггио Р. Психоанализ, деконструкция и женщина. К.Г. Юнг и Современный психоанализ - М.:ЧеРо, 1996
20. Хеггай Л. Психология и зло. К.Г. Юнг и современный психоанализ - М.:ЧеРо, 1996
21. Эко У. Средние века уже начались. Иностранная литература, 1994. N4
22. Эриксон М. Мой голос останется с вами. СПб. Петербург XXI век. 1995
23. Юнг К. Один современный миф. О вещах наблюдаемых в небе. М.: Наука, 1993
24. Юнг К. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев:Airland, 1994
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.