Работа турбокомпрессора чаще всего нарушается вследствие образования трещин и коробления привалочных плоскостей в газоприемном, выхлопном корпусе и корпусе компрессора. Одной из главных причин нарушения работоспособности является отложение нагара на поверхности деталей газового тракта: на колесах турбины, сопловом аппарате и его кожухе, газоприемном корпусе. Слой нагара ухудшает теплоотдачу и вызывает перегрев и коробление деталей турбины, а также заметно уменьшает проходные сечения соплового аппарата и турбинного колеса.
В сопловом аппарате чаще всего наблюдается коробление ободов и лопаток, приводящее к возникновению трещин, изменению проходных сечений, вследствие чего уменьшается частота вращения ротора, снижается подача компрессора. У ротора чаще всего повреждаются лопатки турбинного колеса, слабнет в посадке колесо компрессора и изгибается вал. Повреждения лопаток – односторонний износ, изгиб или искривление – происходят вследствие попадания в газовый тракт посторонних предметов (отколовшихся частей поршневых колец, кусочков нагара и т. п.) из-за касания лопаток неподвижных частей при прогибе вала ротора. В подшипниковых узлах износу подвержены шейки вала ротора и втулки, пята с подпятником. Редко, но наблюдаются случаи ослабления втулок в посадке. У лабиринтных уплотнений износу подвержены уплотнительные кольца и поверхности деталей, контактирующих с кольцами.
Основные неисправности турбокомпрессора и способы их устранения представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Неисправности, требующие ремонта или замены деталей турбокомпрессора
Неисправности |
Способы устранения |
Корпус компрессора: газовый, выхлопной - Кольцевые трещины более 1/5 длины окружности; трещины в газовой полости с внутренней стороны, трещины выходящие на стенки отверстий - Другие трещины, раковины - Износ, риски и задиры глубиной более допускаемого размера - Срыв, повреждение резьбы в корпусе, ослабление в посадке ввертыша - Износ или повреждение более двух ниток резьбы - Забоины и задиры на поверхностях корпуса Для газоприемного корпуса - износ посадочных и сопрягаемых поверхностей более допускаемых размеров, задиры |
Корпус компрессора подлежит замене Заварка трещин и зачистка сварных швов до основного металла. Разделка трещин под V-образный шов. Вырубка раковин. Заварка трещин газовым способом или арго-дуговой сваркой неплавящимся электродом. Зачистка сварных швов до основного металла. Масляную полость улитки, воздухоподводящие каналы (сверление в ребре) проверить наливом керосина. Течь и потение не допускается. Допускается опрессовка водой под давлением 0,5 МПа в течение 5 мин Наплавка и механическая обработка посадочных поверхностей до чертежного размера. Наплавка газовым способом или арго-дуговой сваркой, наплавка неплавящимся электродом. Расточка и торцовка посадочный поверхностей до чертежного размера. Перерезка резьбы в корпусе с М12 на М14 и установка нового ввертыша увеличенного наружного диаметра с соответствующей резьбой. Перерезать резьбу на больший размер и установить сопрягаемые детали увеличенного диаметра с соответствующей резьбой. Разрешается ставить ступенчатые шпильки Забоины и задиры зачистить Наплавка и механическая обработка посадочных поверхностей до чертежного размера. Наплавка газовым способом или арго-дуговой сваркой |
Продолжение таблицы 1 |
|
Неисправности |
Способы устранения |
Ослабление в посадке втулки и крышки, износ поверхностей по внутреннему диаметру |
Хромирование посадочных и рабочих поверхностей втулок и крышки с последующей механической обработкой до чертежного размера |
Диффузор и вставка диффцзора - Трещины - Местные натиры на поверхности фасонной вставки - Деффект лопатки - Наличие глубоких рисок и значительных задиров |
Заварить электродуговой сваркой угольными электродами с присадкой алюминия или сваркой в среде аргона. Зачистить Выпрямить Вставку заменить |
Теплоизоляционный кожух - Трещины в алюминиевом корпусе |
Заварить электродуговой сваркой угольными электродами с присадкой алюминия |
Ротор - Наличие трещин в любом месте - Отдельные риски на цапфах вала ротора - Более глубокие риски 0,1 - Износ резьбы на концах вала ротора - Износ ручьев уплотнительных колец - до 1 мм - более 1мм - Наличие у уплотнительных колец трещин, местных износов на торцевых поверхностях, равномерном износе по толщине до размера менее 2,76 мм, несоответствие зазора в замке кольца номинальному - Изменение наружного диаметра лабиринта на валу ротора - Уменьшение радиального зазора между цапфой и подшипником |
Ротор заменить Загладить надфилем и заполировать шлифовальной шкуркой Шлифовка на станке Перерезать под следующую градацию резьбы Изношенный ручей расточить для постановки в него двух уплотнительных колец Втулку заменить Уплотнительные кольца заменить Обработать на станке для обеспечения номинального зазора между лабиринтом и втулкой корпуса Восстановить хромированием |
Продолжение таблицы 1 |
|
Неисправности |
Способы устранения |
- Наличие задиров, забоин или других повреждений цапф вала ротора глубиной более 0,2 мм |
Восстановление производить путем постановки втулок |
Втулка - Наличие трещин, рисок на рабочих поверхностях, увеличение зазора между втулкой и шейкой вала более 0,1 мм - Наличие у импеллера трещин, излома гребешков, ослабление его посадки на пяте |
Втулку заменить Импеллер заменить |
Колесо компрессора - Наличие трещин любого размера и расположения, забоин, надрывов на входных кромках лопаток, смятии, глубоких забоинах на шлицах, износе шлицев по толщине. - Нарушение посадки колеса компрессора. - Наличие смятия, выступов лабиринтов на колесе, круговых рисок глубиной более 0,5 мм или уменьшении зазора свыше 0,5 мм |
Колесо заменить Нанесение пленки клея Ф-40 на шейку вала, с последующим хромированием, осталиванием, цинкованием шейки вала Изношенные места лабиринтов колеса зачистить и восстановить металлизацией |
Колесо турбины - При наличии на роторе трещин в лопатках или диске колеса турбины - Забоины на входных кромках лопаток глубиной дл 0,1 мм независимо от числа поврежденных лопаток и забоины глубиной до2 мм при повреждении до 25 % числа лопаток - При наличии забоин на лопатках глубиной более 2 мм при повреждения свыше 25 % числа лопаток |
Ротор заменить Запилить и заполировать с обеспечением плавного скругления кромок. Ротор заменить |
Сопловой аппарат - Трещины длиной до 5 мм не более, чем на трех лопатках - Трещины большей длины или на большем числе лопаток - Деформация лопаток, отклонение от прямолинейности не более 0,3 мм |
Допускается выпилить, обеспечивая плавное скругление. Сопловой аппарат заменить Отрихтовать деформированные лопатки |
Продолжение таблицы 1 |
|
Неисправности |
Способы устранения |
Кожух соплового аппарата - Трещины любого расположения, выработки, натиры, глубокие риски на внутренней поверхности от лопаток колеса турбины - Мелкие риски и царапины на внутренней поверхности кожуха |
Кожух заменить вместе с сопловым аппаратом Устранить шлифовкой |
Подшипник опорно-упорный и опорный - Трещины в корпусе подшипников Втулки подшипников - Ослабление посадки их в корпусе, увеличение зазора между шейкой вала и втулкой более 0,28 мм |
Корпус заменить Втулки подшипников заменить |
Фильтр масляный - Обрыв сетки фильтрующего элемента а) разрушение сеток не сквозное б) разрушение сквозное - При наличии на пружине фильтра обломанных витков, трещин, неперпендикулярности опорных поверхностей пружины относительно ее оси более 0,3 мм, потере пружиной упругости |
Запаять дефектное место припоем Фильтрующий элемент заменить Пружину фильтра заменить |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.