Надежность работы вкладышей коленчатого вала в значительной степени определяет надежность и моторесурс дизеля и зависит от конструкции вкладышей, которые могут быть толстостенными или тонкостенными; свойств материалов вкладышей и слоя их заливки; условий циркуляции масла в подшипнике; зазоров и шероховатости трущихся поверхностей; жесткости коленчатого вала и постелей под вкладыши; качеств масла и присадок к маслу; нагрузки на подшипник; комплекса технологических факторов, в особенности от соосности расточки постелей подшипников, контакта между вкладышем и постелью и от биения шеек вала.
В современных быстроходных форсированных двигателях подшипники с толстостенными вкладышами уступили место подшипникам с тонкостенными вкладышами (толщиной 0,025 – 0,05 наружного диаметра). Причина этого – недостаточно плотный контакт массивного толстостенного вкладыша с постелью подшипника, что, с одной стороны, повышает усталостную нагрузку на баббитовую заливку, а с другой – ухудшает теплоотвод с его несущей поверхности.
Тонкостенные вкладыши, имеющие меньшие габаритные размеры и массу, более благоприятны для крупносерийного производства и позволяют обеспечить взаимозаменяемость при сборке и ремонте без пришабровки и пригонки. Необходимо отметить, что диаметр и форма тонкостенных вкладышей не вполне совпадают с диаметром и формой постели, поэтому после постановки их обжимают . Надежная работа вкладышей в значительной мере зависит от определяющих геометрических параметров вкладышей: натяга, диаметра в свободном состоянии, прямолинейности образующей наружной поверхности.
У дизелей Д49 вкладыши стальные залиты свинцовистой бронзой. Верхний и нижний коренные вкладыши невзаимозаменяемы. Положение вкладышей фиксируется штифтом. Для защиты от контактной коррозии наружная поверхность вкладыша покрыта слоем бронзы толщиной 0,01 мм. Для повышения стабильности размеров вкладыши в процессе изготовления подвергаются пластическому обжатию по окружности.
Работоспособность подшипников сильно зависит не только от их конструкции, но также от технологии и качества изготовления [1].
Основные неисправности коленчатого вала и коренных подшипников дизеля Д49(12ЧН26/26), и способы их предупреждения представлены в виде таблицы 1.
Таблица 1 – Основные неисправности коленчатого вала и коренных подшипников дизеля Д49(12ЧН26/26), способы устранения
Возможные неисправности |
Способы устранения |
Технические условия на отремонтированные детали и узлы |
Коленчатый вал |
||
Трещины любых размеров и расположения шеек коленчатого вала, шпилек крепления противовесов |
Коленчатый вал, шпильки, шестерню заменить |
– |
Овальность, конусообразность, седлообразность, бочкообразность коренных и шатунных шеек коленчатого вала |
Коренные и шатунные шейки восстанавить осталиванием, плазменным, детанационным или лазерным напылением с последующей доводкой до чертежных размеров (шлифовка,полировка) |
Допускается овалность, конусообраность, седлообраность, бочкообразность не более 0,02 мм |
Радиальное биения коренных шеек коленчатого вала, при установке коленчатого вала на специальные опоры |
Коренные и шатунные шейки восстанавить осталиванием, плазменным, детанационным или лазерным напылением с последующей доводкой до чертежных размеров (шлифовка,полировка) |
Допускается радиальное биения коренных шеек коленчатого вала до 0,06 мм, при относительном биении смежных шеек до 0,03 мм |
Повреждения в виде язвин на зубьях шестерни коленчатого вала |
Шестерню коленчатого вала заменить |
Допускаются повреждения диаметром и глубиной не более 0,03 мм, занимающие не более 10 % поверхности каждого зуба |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.