4 Расчет на прочность надрессорной балки грузового вагона
Надрессорная балка рассматривается как статически определимая на двух опорах балка. Опорами в вертикальной плоскости являются рессорные комплекты.
Расчетными сечениями балки являются сечения: 1-1 – посередине балки; 2-2 – по краю подпятника; 3-3 – по краю технологического отверстия; 4-4 – возле скользуна; 5-5 – в концевой части.
Расчетными силами при проектировании надрессорной балки являются: вертикальная статическая Рст; вертикальная динамическая Рд; вертикальная от боковых сил РБ; вертикальная от продольных сил инерции при торможении РИ; продольная сила инерции, возникающая при торможении ТИ. Горизонтальная сила от боковых нагрузок, действующая вдоль надрессорной балки, в расчете не учитывается.
Вертикальная статическая сила, кН,
(4.1) где РБР – вес вагона брутто, кН,
РБР = m0p0; (4.2)
где m0 – осность вагона, m0 = 4;
р0 – заданная осевая нагрузка, р0 = 230 кН;
Тогда
РБР = 4·230 = 920 кН.
где nT – число 2-осных тележек в вагоне, nт = 2;
nнб – число надрессорных балок тележки, nнб = 1;
mКП – масса колесной пары, mКП = 1254 кг;
mБ – масса буксового узла, mБ = 0,74 кг;
mрп – масса рессорного подвешивания, mрп=40 кг;
mр – масса рамы тележки, mр=363 кг;
g – ускорение свободного падения, g = 9,81 м/с2;
Тогда
кН,
Вертикальная динамическая сила, кН,
РД=РСТКД, (4.3)
где КД – коэффициент вертикальной динамики,
(4.4)
где – среднее значение КД,
(4.5)
где – коэффициент, принимаемый равным 0,1 для обрессоренных частей тележки;
– коэффициент, учитывающий влияние числа осей "n0" в тележке,
(4.6)
Тогда
где – скорость движения вагона в соответствии с принятым расчетным режимом. Для III режима дня грузовых вагонов = 33 м/с;
– статический прогиб рессорного подвешивания, м. Для тележек грузовых вагонов, = 0,05 м;
– параметр функции распределения. Для грузовых вагонов = 1,13;
Р(КД) – доверительная вероятность, Р(КД) = 0,97.
Тогда среднее значение
значение коэффициента
;
по формуле (5.3)
РД = 430·0,43 = 185 кН.
Вертикальная составляющая от боковых сил, кН,
(4.7)
где HЦ – центробежная сила от веса вагона брутто, кН,
HЦ = ЦּРст; (4.8)
HЦ = 0,075·430 = 32,3кН, где Ц – коэффициент, учитывающий центробежную силу. Для грузовых вагонов, Ц = 0,075;
НВ – давление ветра на кузов вагона, кН,
HВ = w F; (4.9)
где w – удельное давление ветра, w = 0,5 кН/м2;
F – площадь боковой проекции кузова на вертикальную продольную плоскость симметрии вагона, F=6 м2;
HВ =0,5 · 6 = 3 кН, где hЦ, hВ – вертикальные расстояния от точки приложения силы РБ до точек приложения сил НЦ и НВ соответственно, hЦ=1,500 м, hВ=2,500м;
2b – расстояние между осями скользуна и подпятника, 2b = 0,762 м.
Тогда
кН.
Продольная сила инерции при торможении, кН
Ти = ּРбр, (4.10)
где – коэффициент, принимаемый равным 0,2 – при нормальных и повышеннах скоростях движения и отсутсвии соударения.
Ти = 0,2·920 = 184кН.
Вертикальная от продольных сил инерции
кН
В горизонтальной плоскости расчетной силой является Ти, а в вертикальной плоскости:
при движении по прямому участку пути
Р = Рст + Рд + РИ = 430 + 184 + 42,3 = 656,3 кН;
при движении в кривой – Р и РБ.
4.2 Изгибающие моменты в сечениях балки
При движении вагона по прямому участку пути:
– в вертикальной плоскости
МВi = RA∙li (4.11)
– в горизонтальной плоскости
МГi = ТA∙li (4.12)
где li – расстояние от точки приложения реакции RА до рассматриваемого i-го сечения: l1=1,018 м, l2=0,826 м, l3=0,528 м, l4=0,218 м, l5=0,102 м, a=0,256 м, c=0,572 м, d=0,342 м, 2b=0,702 м.
RA, ТА – соответственно вертикальная и горизонтальная реакции в опоре А балки на рессорный комплект, кН;
RA = 0,5 ∙ Р = 0,5∙656,3 = 328,2 кН.
ТA = 0,5∙ТИ = 0,5∙184 = 92кН.
Тогда по формуле (4.11)
МВ1 = RA∙l1 = 328,2 ∙1,028 = 337,4 кНּм;
МВ2 = RA∙l2 = 328,2 ∙0,826 = 271,1 кНּм;
МВ3 = RA∙l3 = 328,2 ∙0,598 = 196,3 кНּм;
МВ4 = RA∙l4 = 328,2 ∙0,218 = 71,5 кНּм;
МВ5 = RA∙l5 = 328,2 ∙0,102 = 33,5кНּм.
По формуле (4.12)
МГ1 = ТA∙l1 = 92∙1,028 = 95,4 кНּм;
МГ2 = ТA∙l2 = 92∙0,826 = 76,6кНּм;
МГ3 = ТA∙l3 = 92∙0,598 = 55,5 кНּм;
МГ4 = ТA∙l4 = 92∙0,218 = 20,2 кНּм;
МГ5 = ТA∙l5 = 92∙0,102 = 9,5 кНּм.
При движении вагона по кривому участку пути:
– в вертикальной плоскости
МВ1=RA∙l1 - РБ(l1 - a)=328,2∙1,028 – 45,6(1,018 - 0,256)=302,6 кНּм
МВ2=RA∙l2 - РБ(l2 - a)= 328,2∙0,826 – 45,6 (0,826 - 0,256)=245,1 кНּм
МВ3=RA∙l3 - РБ(l3 - a)= 328,2∙0,598 – 45,6 (0,598 - 0,256)=180,6 кНּм
МВ4=RA∙l4 - РБ(l4 - a)= 328,2∙0,218 – 45,6 (0,218 - 0,256)=73,3 кНּм
МВ5=RA∙l5 - РБ(l5 - a)= 328,2∙0,102 – 45,6 (0,102 - 0,256)=40,4 кНּм
– в горизонтальной плоскости – изгибающие моменты останутся такими же что и при движении по прямому участку пути, т.е. МГi=ТA∙li.
4.3 Определение геометрических характеристик расчетных сечений надрессорной балки с использованием ЭВМ
Рис 4.2 – Расчетные сечения надрессорной балки тележки грузового вагона с осевой нагрузкой Р0<245 кН
Линейные размеры расчетных сечений для осевых нагрузок 220-244 кН приведены в таблице 4.1.
Таблица 4.1 – Линейные размеры расчетных сечений
Осевая нагрузка Р0, кН |
Номера сечений и толщина их стенок, мм |
|||||||||||||||
1-1 |
2-2 |
3-3 |
4-4 |
5-5 |
||||||||||||
δ1 |
δ2 |
δ3 |
δ1 |
δ2 |
δ3 |
δ1 |
δ2 |
δ3 |
δ1 |
δ2 |
δ3 |
δ1 |
δ2 |
δ3 |
||
220-244 |
14 |
24 |
30 |
14 |
25 |
29 |
14 |
23,5 |
21 |
14 |
21 |
16 |
14 |
18 |
15 |
Расчет геометрических характеристик выполняем с помощью программы на ЭВМ разработанной на кафедре “Вагоны”, результаты вычислений сводим в таблицу 4.1.
Таблица 4.1 – Геометрические характеристики сечений надрессорной балки тележки модели 18-100 грузового вагона
Сечение |
Координата центра тя -жести, 10-2м |
Площадь попереч-ного сечения, Fi, 10-4м2 |
Момент инерции при изгибе, 10-8м4 |
Момент сопротивления, 10-6м3 |
|||||
при изгибе в валокнах |
|||||||||
Х0 |
Y0 |
Ix |
Iy |
верхних |
нижних |
левых |
правых |
||
WBX |
WНX |
WЛY |
WПY |
||||||
1-1 2-2 3-3 4-4 5-5 |
18,19 14,10 14,50 20,20 20,50 |
22,00 20,90 15,40 8,60 7,20 |
315,00 297,30 192,80 202,60 185,10 |
61663,40 65637,40 32814,60 1169,80 6656,00 |
34430,2 25129,8 17505,7 35096,4 30525,1 |
3465,4 3378,5 1957,8 1135,2 833,1 |
2802,0 3129,7 2125,4 1343,9 923,0 |
1891,7 1794,9 1207,1 1737,4 1489,0 |
1891,7 1794,9 1207,1 1737,4 1489,0 |
4.4 Вычисление напряжений в расчетных сечениях балки и сравнение их с допускаемыми
Данная надрессорная балка изготовлена из стали марки 20ГФЛ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.