1 Определение основных параметров электрической передачи
Fкр=Рсц×yкр , (1)
где Рсц - сцепной вес тепловоза, кН;
yкр - коэффициент тяги на расчетном подъеме;
Для тепловозов с электрической передачей Fкр= Fк¥ или yкр=yк¥ .
Длительная сила тяги тепловоза
Fк¥=3,6×Nдг×hп / V¥ , где Nдг - свободная мощность дизеля, передаваемая генератору, кВт;
hп - КПД электрической передачи;
hп=hг×hд×hз ,
hг ,hд , hг – КПД соответственно генератора, тяговых электродвигателей и зубчатой передачи .
hг и hд - принимаем [1] hг=0,96, hд=0,93.
hз - принимаем [1] hз=0,98.
hп=0,96×0,98×0,93=0,857.
Свободная мощность дизеля
Nдг=Nе-Nвсп ,
где Nвсп – мощность расходуемая на привод вспомогательных агрегатов тепловозов, кВт;
Nвсп=(0,08¸0,13)×Nе,
Nвсп=0,08×2500=200 кВт.
Nдг=2500-200=2300 кВт.
Значение V¥ принимаем [1] V¥=25 км/ч;
Fк¥=(3,6×2300×0,857) / 25=283,8 кН.
Коэффициент тяги на расчетном подъеме
yк¥= Fк¥ / Рсц ;
yк¥=283,8 /1530=0,185.
1.1 Выбор типа электрической передачи
Предельную мощность тепловозного генератора постоянного тока определяем по критерию Касьянова, кВт×об/мин.
Рг¥×nг¥£ 2 · 106 , где Рг¥ - мощность генератора в продолжительном режиме, кВт;
Рг¥=Nдг×hг ;
Рг¥=2300·0,96=2208 кВт.
2208×850=1,87·106 кВт×об/мин.
Так как 1,87·1062×106 , то принимаем передачу постоянного тока.
1.2 Выбор схемы соединения тяговых электродвигателей
Максимальная скорость полного использования мощности тепловоза
V¢мах=(0,9¸1,0)×Vмах ,
V¢мах= (V¥×К2г¥)/a2× Копн , где a2 – коэффициент ослабления возбуждения;
Копн – степень насыщения.
Значение Копн принимаема по [1] Копн=1,25.
Значения a2 и Кг¥ принимаем [1] a2=0,312, Кг¥=1,5
V¢мах= (10×1,52)/0,312×1,8=100 км/ч
a1»0,95×(a2)½ ,
a1»0,95×(0,312)½ =0,475 .
1.4 Определение основных расчетных параметров
электрических машин
Максимальное напряжение генератора принимаем 650 В.
Iгмин=(Р'г / Uгмах)×103 , где Р'г – мощность генератора при минимальном токе Iгмин , кВт
Р'г=Nдг×hг ;
Р'г=2300×0,97=2231 кВт .
Iгмин=(2231/750)×103=2970 А.
Uг¥= Uгмах / Кг¥ ;
Uг¥=750/1,5=500 В.
Iг¥= (Рг¥ / Uг¥)×103 ;
где Р'г – мощность генератора при продолжительном токе Iг¥ , кВт
Р'г=Nдг×hг ;
Значение hг принимаем по [1] hг=0,965 ,
Р'г=2300×0,965=2219,5 кВт .
Iг¥= (2219,5/750)×103=4400 А .
Iгмах=(1,3¸1,5)×Iг¥ ;
Iгмах=1,4×4400=6160 А .
Uгмин= (Р¢¢г/ Iгмах)×103 ;
где Р¢¢г – мощность генератора при максимальном токе Iг¥ , кВт
Р¢¢г=Nдг×hг ;
Значение hг принимаем по [1] hг=0,945 ,
Р¢¢г=2300×0,945=2173,5 кВт ,
Uгмин= (2173,5/6160)×103=352,8 В.
Iгком »2×Iг¥ ,
Iгком »2×4400=8800 А.
Продолжительная мощность электродвигателя, кВт
Рд¥= Uд¥×Iд¥×10-3 , где Iд¥= Iг¥ /6 ,
Iд¥= 4400/6=733,3 А.
Рд¥=500×733·10-3=367 кВт .
Произведение длины сердечника якоря на диаметр якоря
Da×la=[105/(p×at·61482·Bd×A)]×( Рд¥/ Vaмах)× (Vмах/ V¥) , где Da – диаметр якоря, см;
la – длина сердечника якоря, см;
at - коэффициент полюсного перекрытия:
Bd - магнитная индукция в воздушном зазоре, Тл;
A – линейная нагрузка якоря, А/см;
Vaмах – максимальна допустимая окружная скорость якоря, м/с.
Значения Da , at , Bd , A и Vaмах принимаем по [1] Da=49,3 см, at=0,68, Bd=1,01 Тл, A=490 А/см, Vaмах=100 м/с,
Da×la=[105 316 100]/(3,14 0,68 1,01 490 70 25)=2329 см2 .
la=2329/49,3=47,47 см.
Принимаем опорно-осевую подвеску ТЭД.
Принимаем одностороннею передачу.
1.6 Расчет параметров зубчатой передачи
m=(3,6×D×Vaмах)/( Da×Vмах) , где D – диаметр колес, м;
m=(3,6×1,05×70)/(0,493× 100)=5,367 .
Крутящий момент
Мд¥=(9,55×103×Рд¥)/ nд¥ , где nд¥=(5,3×m/ D)×V¥ ,
nд¥=(5,3×5,367/ 1,05)×25=677 об/мин ,
Мд¥=(9,55×103×367)/677=5176 Н×м .
Минимальное число зубьев малой шестерни
Zмин=dzмин/m , где dzмин – минимальный диаметр делительной окружности шестерни, мм;
m – модуль зубчатой передачи, мм.,
Значения dzмин и m принимаем по [1] dzмин=170 мм, m=10 мм,
Zмин=170/10=17 .
Максимально возможный диаметр делительной окружности зубчатого колеса
Dzмах=D-2×(b+b¢) , где b – расстояние между нижней точкой поверхности кожуха зубчатой передачи и головки рельса, мм;
b¢ - минимальное расстояние между делительной окружностью зубчатого колеса и нижней поверхностью кожуха, мм.
Значения b и b¢ принимаем [1] b=120 мм, b¢=17 мм,
Dzмах=1,050-2×(0,12+0,017)=0,776 мм.
Максимальное возможное число зубьев зубчатого колеса
Zмах= Dzмах /m ;
Zмах=0,776/10=77 .
Максимально возможное по условиям размещения передаточное отношение
mмах= Zмах/ Zмин ,
mмах=77/17=4,5 .
Ц= m×( Zмах+ Zмин)/2 ;
Ц=10×(77+17)/2=470 мм.
1.7 Определение габаритных размеров тягового электродвигателя
Ширина (диаметр) остова электродвигателя связана с диаметром якоря соотношением
Вд=Кд×Da , где Кд – коэффициент пропорциональности.
Значение Кд принимаем по [1] Кд=1,45,
Вд=1,45×493=714,9 мм.
Вмах=2×(Ц-dо/2) , где dо – диаметр полого вала, мм.
Значение dо принимаем по [1] dо=210 мм.
Вмах=2×(470-210/2)=730 мм.
Высота остова
Ндмах=D-2×(а¢-Δ) , где а¢ - расстояние от нижней части станины до головки рельса, мм;
Δ – превышение оси вала электродвигателя над осью колесной пары, мм.
Значение а¢ и Δ принимаем по [1] а¢=145 мм, Δ=40 мм.
Ндмах=1050-2×(145-40)=840 мм.
2 Электромагнитный расчет тягового электродвигателя
2.1 Выбор числа пар полюсов и типа обмотки якоря
Определяем тип обмотки якоря
ia=Iд¥/(2×а) , где Iд¥ - ток тягового генератора в продолжительном режиме, А;
а – число пар параллельных ветвей обмотки якоря.
Для волновой обмотки а=1. р – число пар полюсов, 2р=4.
ia=734/4=183,5 А .
Число проводников обмотки
Nа=p×А×Da / ia ;
Nа=3,14×474×49,3/183,5=400 шт.
2.2. Расчет числа пазов, параметров обмотки якоря, размеров проводников, паза и зубца
Значение числа пазов якоря Zп принимаем [2] Zп=50.
Зубцовое деление
t1=p×Da/ Zп ;
t1=3,14×49,3/50= 0,31см.
Число активных проводников в пазу
Nz= Nа/ Zп ;
Nz=400/50=8 .
uк= Nz/2 ;
uк=8/2=4 шт.
Объем тока в пазу
ia×Nz£1500….1800 .
182,5×8£1500….1800 .
1460£1500….1800 .
В соответствии с принятыми решениями уточненное число проводников обмотки
Nа= Nz×Zп ;
Nа=8×50=400 шт.
В соответствии с принятыми решениями уточненное значение линейной
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.