ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»
ФАКУЛЬТЕТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Специальность 050715 «Логопедия»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Типологические особенности дошкольников с ОНР
Студентки 4 курса, Л-41, ОЗО
Научный руководитель к.п.н., доцент,
Хабаровск, 2010
Содержание
Введение
Глава 1.Научно-теоретические основы ОНР
1.1 Определение ОНР
1.2 Причины возникновения ОНР
1.3 Клинические формы ОНР
1.4 Уровни речевого развития при ОНР
1.5 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР
1.6 Дифференциальная диагностика детей с ОНР от
A. ЗРР
B. Олигофрении
C. ЗПР
D. Нарушений слуха
Вывод по главе 1.
Глава 2.Эксперементальная часть работы по исследованию типологических особенностей дошкольников с ОНР
2.1 Характеристика обледуемых групп детей
2.2 Описание диагностики ОНР
2.3 Проведение констатирующего этапа эксперемента
Заключение
Список используемой литературы
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
На сегодняшний день группа детей с ОНР включает в себя различные варианты и комбинации клинических симптомов, речевых нарушений и особенностей психофизических процессов.
В литературе по логопедии отмечается, что у многих детей с ОНР имеются отклонения во всех сферах психического и физического процессов (Г. А. Волкова, Н. С. Жукова, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева и др.).
По данным ДОУ №209 г. Хабаровска количество детей с ОНР в расчете на 100 чел дошкольников приходится 15-20 человек.
В логопедической практике особую сложность представляет дифференциальная диагностика ОНР. В этой связи важное значение приобретает выявление типологических особенностей детей данной категории. Это и определило тему курсовой работы: «Типологические особенности детей с ОНР».
Цель нашего исследования заключается в выявлении основных типологических особенностей детей с ОНР в их разнообразном проявлении.
Объект: психофизическое развитие детей дошкольного возраста.
Предмет: типологические особенности психофизического развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будут иметь место особенности психофизического развития, по сравнению с их сверстниками, не имеющими речевых нарушений.
Исходя из цели и гипотезы курсовой работы нами сформированы следующие задачи:
1) проанализировать научно – теоретические источники по изучаемой проблеме;
2) описать диагностические методики для исследования психофизического развития детей дошкольного возраста;
3) обследовать детей дошкольного возраста и проанализировать полученные данные о психофизическом развитии детей с ОНР и нормально развивающихся, определить основные признаки ОНР.
Теоретической основой исследования являлись труды Н. С Жуковой, Е. М Мастюковой, Т. Б Филичевой и др.
Методы исследования курсовой работы:
- биографический;
- наблюдения;
- обследование;
- интерпретационный метод (способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями).
Структура работы.Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В первой главе дается определение ОНР, причины возникновения, клиническая классификация, уровни речевого развития, психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР, дифференциальная диагностика.
Во второй главе представлено описание диагностических методик психофизиологического развития дошкольников и интерпретация результатов обследования.
В заключении сделаны выводы по проделанной работе, которые подтверждают выдвинутую нами гипотезу.
Библиографический список включает 35 источников.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Впервые в 50-60-х гг. XX века Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) было сформулировано в теоретическое обоснование общего недоразвития речи. С этого момента отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения общего развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций [5].
Термин общее недоразвитие речи отражает феноменологический подход к нарушению речевого развития, и анализ его доступен педагогу. Такой подход не претендует на патогенетический анализ структуры дефекта, требующий от специалиста солидной общебиологической и медицинской компетенции, что является прерогативой врача. Однако педагогу-логопеду необходимо знать на каком фоне возникает
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.