Типологические особенности дошкольников с ОНР. Научно-теоретические основы ОНР. Причины возникновения. Уровни речевого развития при ОНР

Страницы работы

39 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

ФАКУЛЬТЕТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Специальность 050715 «Логопедия»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Типологические особенности дошкольников с ОНР

Студентки 4 курса, Л-41, ОЗО

Научный руководитель к.п.н., доцент,

Хабаровск, 2010


Содержание

Введение

Глава 1.Научно-теоретические основы ОНР

1.1  Определение ОНР

1.2  Причины возникновения ОНР

1.3  Клинические формы ОНР

1.4  Уровни речевого развития при ОНР

1.5  Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР

1.6  Дифференциальная диагностика детей с ОНР от

A.  ЗРР

B.  Олигофрении

C.  ЗПР

D.  Нарушений слуха

Вывод по главе 1.

Глава 2.Эксперементальная часть работы по исследованию типологических особенностей дошкольников с ОНР

2.1 Характеристика обледуемых групп детей

2.2 Описание диагностики ОНР

2.3 Проведение констатирующего этапа эксперемента

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

На сегодняшний день группа детей с ОНР включает в себя различные варианты и комбинации клинических симптомов, речевых нарушений и особенностей психофизических процессов.

В литературе по логопедии отмечается, что у многих детей с ОНР имеются отклонения во всех сферах психического и физического процессов (Г. А. Волкова, Н. С. Жукова, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева и др.).

По данным ДОУ №209 г. Хабаровска количество детей с ОНР в расчете на 100 чел дошкольников приходится 15-20 человек.

В логопедической практике особую сложность представляет дифференциальная диагностика ОНР. В этой связи важное значение приобретает выявление типологических особенностей детей данной категории. Это и определило тему курсовой работы: «Типологические особенности детей с ОНР».

Цель нашего исследования заключается в выявлении основных типологических особенностей детей с ОНР в их разнообразном проявлении.

Объект: психофизическое развитие детей дошкольного возраста.

Предмет: типологические особенности психофизического развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза: мы предполагаем, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будут иметь место особенности психофизического развития, по сравнению с их сверстниками, не имеющими речевых нарушений.

Исходя из цели и гипотезы курсовой работы нами сформированы следующие задачи:

1) проанализировать научно – теоретические источники по изучаемой проблеме;

2) описать диагностические методики для исследования психофизического развития детей дошкольного возраста;

3) обследовать детей дошкольного возраста и проанализировать полученные данные о психофизическом развитии детей с ОНР и нормально развивающихся, определить основные признаки ОНР.

Теоретической основой исследования являлись труды Н. С Жуковой, Е. М Мастюковой, Т. Б Филичевой и др.

Методы исследования курсовой работы:

- биографический;

- наблюдения;

- обследование;

- интерпретационный метод (способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями).

Структура работы.Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

В первой главе дается определение ОНР, причины возникновения, клиническая классификация, уровни речевого развития, психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР, дифференциальная диагностика.

Во второй главе представлено описание диагностических методик психофизиологического развития дошкольников и интерпретация результатов обследования.

В заключении сделаны выводы по проделанной работе, которые подтверждают выдвинутую нами гипотезу.

Библиографический список включает 35 источников.


Глава 1. Научно-теоретические основы ОНР

1.1 Определение ОНР

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Впервые в 50-60-х гг. XX века Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. И. Жаренкова и др.) было сформулировано в теоретическое обоснование общего недоразвития речи. С этого момента отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения общего развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций [5].

Термин общее недоразвитие речи отражает феноменологический подход к нарушению речевого развития, и анализ его доступен педагогу. Такой подход не претендует на патогенетический анализ структуры дефекта, требующий от специалиста солидной общебиологической и медицинской компетенции, что является прерогативой врача. Однако педагогу-логопеду необходимо знать на каком фоне возникает

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Логопедия
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
137 Kb
Скачали:
0