Характеристика семантической афазии. Восстановление понимания речи при семантической афазии. Упражнения для коррекции семантической афазии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Маленькая, родная, взрослая, девочка, красивая, любимая, старшая, большая, мамина, радость, первая, красавица, ласковая, дочурка, золотая, косы, малышка, милое создание, приемная, сирота, цветок, внимательная, воспитанная, заботливая, незамужняя, скромная, умница.

Легкомысленная, нерадивая, противница, бездельница.

Задание 3. Прочитайте слова, объясните, почему со словом жизнь в памяти всплывают в основном приятные слова. Учтите также и негативные ассоциации. Составьте и запишите предложения с ним.

Хорошая, большая, веселая, интересная, прекрасная, долгая, красивая, любовь, настоящая, здоровье, трудовая, замечательная, как день, хорошая штука, смысл и цель.

Трудная, нелегкая, плохая, тяжелая, страдать, скучать, прожить впустую.

Восстановление понимания стойких речевых оборотов

Задание 1. Объясните значение поговорок (рис. 1).


Рис. 1

Снимать пенку. Стоять как вкопанный. Смотреть сквозь пальцы. Смотреть сверху вниз. Смотреть как баран на новые ворота. Погнаться за двумя зайцами. Жизнь — есть движение. Плестись как черепаха. Сидеть, сложа руки. Жить как кошка с собакой. Слюнки текут. Полная чаша. Мир тесен.

Задание 2. Объясните значения поговорок (рис. 2).

Рис. 2


Сжечь корабли. Терять голову. Светлая голова. Сгорать от стыда. Черным по белому. Убить двух зайцев. Тянуть за язык.

Восстановление понимания смыслового значения слов

Задание 1. Придумайте для каждой строчки четвертое слово, которое так должно быть связано по смыслу с третьим, как второе с первым: день — обед, вечер — ужин. Лампа — свет, печка — ... Большой — маленький, светлый — ... Охотник — ружье, рыбак — ... Инструмент — работа, кукла — ... Слово — буква, дом — ... Горячий — холодный, теплый — ... Июль — лето, декабрь — ... Борода — бритва, ногти — ... Лимон — кислота, конфета — ... Дождь — сырость, жара — ...

Задание 2. Придумайте для каждой строчки четвертое слово, которое так должно быть связано по смыслу с третьим, как второе с первым.

Рабочий — город, крестьянин — ... Ласточка — быстрота, черепаха — ... Луг — трава, лес — ... Море — вода, скалы — ... Стол — еда, кровать — ... Лиса — хитрость, лев — ... Повар — еда, портной — ... Учитель — учить, врач — ... Часы — время, барометр — ... Телевизор — ток, грузовик — ...

Задание 3. Найдите лишнее слово. Объясните, что общего в остальных словах и чем отличается лишнее слово от других.

1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий. 2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный. 3. Виктор, Николай, Сергей, Иванов, Константин. 4. Молоко, быстро, поспешно, торопливо. 5. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана. 6. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

Задание 4. В каждой строке есть одно слово перед скобками и пять слов в скобках. Покажите в каждой строке только те два слова в скобках, которые обозначают то, что данный предмет (перед скобками) всегда имеет, без чего он не бывает.

1. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля). 2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). 3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед). 4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены). 5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). 6. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглый, печать). 7. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово). 8. Газета (спорт, приложение, телеграмма, бумага, редактор). 9. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила). 10. Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты).

Задание 5. Подберите слова, противоположные по смыслу.

Успех — ..., честный — ..., чистый — …, хвалить — ..., хохотать —- ..., широкий — ..., юг — ...

Восстановление понимания временных отношений

Задание 1. Ответьте на вопросы.

Во сколько часов начинается утро, день, вечер и ночь?

Как правильно сказать: в 4 часа утра или в 4 часа ночи? В 11 часов утра или в 11 часов дня? В 5 часов дня или в 5 часов вечера? В 11 часов вечера или в 11 часов ночи?

Таким образом, по сколько часов длятся утро, день, вечер и ночь?

Задание 2. Ответьте на вопросы.

В какие месяцы начинается весна, лето, осень и зима?

Можно ли сказать: зимним октябрьским днем, летней майской ночью, осенней декабрьской порой, весенним июльским днем?

Как следует сказать? Отредактируйте эти словосочетания.

Задание 3. Слова сейчас, сегодня, вчера, завтра, послезавтра, позавчера постоянно присутствуют в нашей речи. Они подчеркивают время действия. Прочитайте предложения и определите время действия: настоящее, прошедшее, будущее.

Позавчера ко мне приехала сестра со своими детьми. Вчера они ходили в театр. Сегодня утром они пошли на выставку. Сегодня же вечером они идут в гости. Завтра днем они будут дома со мной, но вечером идут в цирк. Послезавтра утром они пойдут за покупками и послезавтра же вечером улетят к себе домой. Так интенсивно они проведут у нас несколько дней. Все у них идет по плану.

Восстановление понимания многозначности слов

Задание 1. Подчеркните правильные предложения.

Ведро поставлено в таз. Таз поставлен в ведро. Хлеб положен в сумку. Сумка положена в хлеб. Хлебом режется нож. Ножом режется хлеб. Мать кормит сына. Сын кормит мать.

Задание 2. Покажите, где нарисована собака хозяина. Где хозяин собаки? Покажите, где нарисована мамина дочка, мама дочки, дочка мамы, дочкина мама (рис. 3).

Рис. 3


Задание 3. Определите многозначность слов.

Стол, нож, клетка, стул, кошечка, рамка, орешек, крошка.

Восстановление счетных операций

Задание 1. Отнимите, начиная от 100 по 3, 7, 13, 17. Считайте от 1 до 30, пропуская каждую четвертую цифру, каждую пятую цифру, каждую шестую цифру.

Задание 2. Назовите в обратном порядке дни недели и месяцы года, пропуская каждый второй день и месяц.

Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

1.  В коробке было 5 красных карандашей и 3 синих карандаша. На сколько красных карандашей больше, чем синих?

2.  Петя истратил 30 тысяч и у него осталось 10. Сколько у Пети было денег?

3.  На одной тарелке лежало 10 яблок и груш. Груш было на 4 больше, чем яблок. Сколько было яблок и сколько груш?

4.  В ремонтную мастерскую в понедельник привезли 30 тракторов, во вторник на 10 тракторов меньше, чем в понедельник, а в среду на 5 тракторов больше, чем во вторник. Сколько всего тракторов привезли в мастерскую?

Восстановление понимания пространственного расположения предметов

Задание 1. Рассмотрите рисунки и письменно ответьте на вопросы (рис. 4).

Рис. 4



1.  Какая из рук правая и какая левая? Они пронумерованы.

2.  Какая из кроватей стоит справа и какая слева?

3.  В какой комнате дверь расположена слева и в какой — справа?

4.  На каком боку предпочитаете вы спать, на каком боку спят ваши дети и внуки?

Задание 2. Вы не забыли, с какой стороны у нас сердце? С какой стороны печень? Ориентируясь на эти стороны, будем помнить, что сердце — слева, а печень — справа. И если мы говорим, что слева или налево от чего-нибудь, это значит ближе к сердцу, а если говорим справа, или направо — ближе к печени. Не торопясь, покажите, где у вас левая рука. Левая нога? Правое плечо? Правый глаз? Левое ухо? Левая нога? Правое ухо? Правое колено?

Это упражнение на вашу внимательность надо время от времени повторять, оно поможет вам в ориентации на улице. Сердце — слева, а печень — справа. Повернуть налево, значит повернуть в сторону сердца, к левой руке. Повернуть направо означает повернуть в сторону печени и правой руки

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Логопедия
Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
128 Kb
Скачали:
0