Блок профилактики представляет организацию природосообразного процесса познания, обусловливает осмысление содержания будущего рассказа с установлением последовательности действий в предметной ситуации и закладывает полимодальные опоры для сигнального планирования.
Блок коррекции предусматривает развитие лингвистических способностей детей в системе комплексного механизма порождения фразы на основе интегративного использования сенсорики при согласовании планов внешней и внутренней организации предметных и речевых действий.
Биоадекватная технология предполагает совместные действия детей и взрослого на общетематической основе. В течение одной недели обучения на базе одной темы по ознакомлению с окружающим миром и связанным с ней по смыслу произведением художественной литературы проводится многоплановая сюжетно-ролевая игра. Она задействует учебные и режимно-бытовые процессы, естественно-сложившиеся и смоделированные ситуации, в ходе которых решаются воспитательные, образовательные и коррекционные задачи.
Структура организации процесса обучения связному высказыванию в рамках алгоритма Собирание рассказа—Презентация рассказа представлена рисунком 2.
Биоадекватная технология реализуется посредством комплексной методики планирования высказываний с опорой на сенсорную доминанту, обеспечивающей условия для временного преобладания одного органа чувств при вспомогательной роли остальных.
Методическое содержание инновации представлено разделами:
• методологическое обоснование условий организации процесса сенсорного доминирования, » механизмы методики полимодального планирования высказываний,
• некоторые особенности освоения этапа символизации,
• перечень основных видов и форм программирования монолога с позиций иерархической структуры полисенсорного комплекса восприятий,
• вариации занятий к методике полисенсорного планирования высказываний, « пример взаимодействия конкретной фразовой темы с текущими событиями и задачами учебных занятий различной направленности,
• календарно-тематический план интегрированных занятий по развитию монологических способностей в системе языкового онтофилогенеза.
Комплексное использование сензитивных структур в процессе речевой коррекции позволило:
• провести биоадекватную диагностику познавательного языка, т.е. выявить сенсорную модальность каждого ребенка,
• продумать систему сенсибилизаторов (предметов, состояний, слов), вызывающих повышение реактивной чувствительности, т.е. создать благоприятную обучающую среду,
• общаться на языке восприятий каждого ребенка с учетом его активной модальности, т.е. обеспечить индивидуальный подход,
• задействовать и развить пассивные модальности для понимания сенсорно-разнотипных собеседников, т.е. расширить уровни и формы общения,
• восстановить нарушенные ощущения или заменить их синестезической работой других сенсоров, т.е. сформировать компенсаторный фонд,
• сгармонизировать и активизировать всю сенсорно-гностическую базу.
Компенсирующее обучение в рамках системы полисенсорной модели проводилось на этапе формирующего эксперимента в течение 3 лет по авторской программе "Речецветик". Первая контрольная группа занималась по программе Т.Б. Филичевой в компиляции с программой "Развитие" (Л.А. Венгер), что предполагало совершенствование способностей наглядного моделирования. Коррекционная работа во второй контрольной группе строилась только в соответствии с традиционными логопедическими рекомендациями (Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева).
Результаты верификации биоадекватной технологии получили оценку на этапе заключительных исследований. Показатели динамики уровней развития связных высказываний, программируемых детьми основной и контрольных групп на основе разных видов опорных сигналов, отражены в итоговой таблице.
Сведения таблицы показывают, что в экспериментальной группе практически все дети дали хорошую динамику развития связных высказываний по наглядно-действенным и наглядно-образным опорам (от 80% до 93,3%). Сохранение некоторой недостаточности рассказов по вербальной установке и по воображению (6,5%, 1 3,3% — 5,3%) объясняется возрастными психологическими особенностями. В целом динамика роста монологических способностей у детей основной группы оказалась довольно стабильной по сравнению с другими обследуемыми.
Для детей 1 -и контрольной группы характерны более низкие результаты по всем видам планирования. При этом минимальный отрыв от заместителям и схемам (41,7% против 65,3%), а самый существенный — по непосредственному опыту (50% против 93,3%). Интересным оказался факт довольно низкого качества у этих детей
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.