Особенности эмоционального развития и перцептивной чувствительности у дошкольников с речевыми нарушениями

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

Факультет специальной психологии и педагогики

Кафедра логопедии и олигофренопедагогики

КУРСОВАЯ РАБОТА

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПЕРЦЕПТИВНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Студентки 3 курса, гр. Л-31, ОЗО                    

Специальность                                                   Логопедия

Научный руководитель к.п.н., доцент кафедры ЛиО                             

Хабаровск

2009 год

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..……3

Глава 1. Научно-теоретические основы развития эмоций и перцептивной  чувствительности в дошкольном возрасте ……………………6

1.1 Междисциплинарный подход к понятию «эмоция» ……………………6

1.2. Определение понятия «перцептивная чувствительность» ………….  13

1.3. Развитие эмоций в онтогенезе  …………………………………………19

1.4. Дизонтогенез эмоционального развития дошкольников с речевой патологией ………………………………………………………….23

Глава 2. Диагностика эмоционально-чувствительной сферы у дошкольников с нарушениями речи ………………………………………….  29

2.1. Методы психологического изучения детей с нарушениями развития 29

2.2 Методы диагностики эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста …………………………………………………………………….  .37

Заключение ………………………………………………………………………46

Список используемой литературы ……………………………………………..48

Приложения

Введение

Наш организм это большая система, в которой протекают два основных процесса: физический (с помощью которого существует наше тело) и психический (осуществляет социальную деятельность).

Если в одном из звеньев какого-либо процесса возникает сбой, то выходит из строя весь организм.

Эмоции и перцептивная чувствительность являются звеньями психического процесса. Они помогают нам познавать окружающий мир.

Пристальное внимание специалистов к эмоциональному развитию дошкольников обусловлено существенным вкладом эмоций и перцептивной чувствительности в формировании волевого управления своими действиями, как существенного компонента произвольности поведения, начало которого приходится на дошкольный возраст [13].

Марцинковская Т.Д. считает, что необходимо уделять значительное внимание проблемам психологической помощи, коррекции нарушений в поведении и развитии, основной акцент необходимо делать на нормальное развитие, на возможность практической психологии содействовать полноценному развитию ребенка на каждом возрастном этапе онтогенеза [18].

Если на одной из возрастных ступеней происходит сбой, нарушаются нормальные условия развития ребенка, в последующие периоды основное внимание и усилия взрослых вынуждены будут сосредоточиться на коррекции. Необходимо понимать, каким образом должна быть организована жизнь ребенка, чтобы все новообразования могли быть сформированы и реализованы в полной мере, что способствовало бы его дальнейшему прогрессивному развитию [14].

Развитие эмоциональной и перцептивной сферы у детей с нарушениями речи способствует речевому развитию и является важнейшим фактором в исправлении нарушений. Ведь развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний [21].

Развитие эмоциональной и перцептивной сферы у детей с нарушениями речи подразумевает обучение умению общаться, повышению уверенности в себе, овладению навыками саморегуляции, с целью умения адаптироваться в оказавшейся среде, как в школе, так и затем во взрослой жизни [23].

Цель работы: изучение теоретических аспектов специфики эмоционального развития и перцептивной чувствительности у детей дошкольного возраста с речевой патологией.

Объект исследования: эмоциональная и перцептивная сфера детей.

Предмет исследования: особенности эмоционального развития и перцептивной чувствительности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Гипотеза: мы предполагаем, что у детей с нарушением речи имеются качественные специфические особенности эмоционального развития и перцептивной чувствительности по сравнению со сверстниками без речевого недоразвития.

Задачи исследования:

1)      Изучить научную и методическую литературу о понятиях «эмоция» и «перцептивная чувствительность», о развитии эмоций у дошкольников в онтогенезе и дизонтогенезе речевой деятельности.

2)      Описать диагностики эмоционально-чувствительной сферы и подобрать одну из них для детей с речевой патологией.

3)      Сформулировать теоретические выводы по вышеизложенным двум задачам.

Методы исследования: организационные (сравнительный), интерпретационные.

Методологическую основу работы составили труды Ильина Е.П., Маклакова А.Г., Ткаченко Б.И. и другие.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.

Во введении представлены предмет и объект исследования, поставлены цели и задачи работы.

В главе 1 «Научно-теоретические основы эмоционального развития перцептивной чувствительности детей с речевыми отклонениями» раскрывается сущность понятий «эмоция» и «перцептивная чувствительность», а также развитие эмоций у дошкольников в онтогенезе.

В главе 2 описывается диагностика эмоционально-чувствительной сферы у дошкольников с нарушениями речи и ее основы.

В заключении сделаны теоретические выводы по двум главам работы.

Список литературы включает 28 библиографических источника.

Глава 1. Научно-теоретические основы развития эмоций и перцептивной

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Логопедия
Тип:
Курсовые работы
Размер файла:
331 Kb
Скачали:
0