ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»
Факультет специальной психологии и педагогики
Кафедра логопедии и олигофренопедагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПЕРЦЕПТИВНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Студентки 3 курса, гр. Л-31, ОЗО
Специальность Логопедия
Научный руководитель к.п.н., доцент кафедры ЛиО
Хабаровск
2009 год
Содержание
Введение ……………………………………………………………………..……3
Глава 1. Научно-теоретические основы развития эмоций и перцептивной чувствительности в дошкольном возрасте ……………………6
1.1 Междисциплинарный подход к понятию «эмоция» ……………………6
1.2. Определение понятия «перцептивная чувствительность» …………. 13
1.3. Развитие эмоций в онтогенезе …………………………………………19
1.4. Дизонтогенез эмоционального развития дошкольников с речевой патологией ………………………………………………………….23
Глава 2. Диагностика эмоционально-чувствительной сферы у дошкольников с нарушениями речи …………………………………………. 29
2.1. Методы психологического изучения детей с нарушениями развития 29
2.2 Методы диагностики эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста ……………………………………………………………………. .37
Заключение ………………………………………………………………………46
Список используемой литературы ……………………………………………..48
Приложения
Введение
Наш организм это большая система, в которой протекают два основных процесса: физический (с помощью которого существует наше тело) и психический (осуществляет социальную деятельность).
Если в одном из звеньев какого-либо процесса возникает сбой, то выходит из строя весь организм.
Эмоции и перцептивная чувствительность являются звеньями психического процесса. Они помогают нам познавать окружающий мир.
Пристальное внимание специалистов к эмоциональному развитию дошкольников обусловлено существенным вкладом эмоций и перцептивной чувствительности в формировании волевого управления своими действиями, как существенного компонента произвольности поведения, начало которого приходится на дошкольный возраст [13].
Марцинковская Т.Д. считает, что необходимо уделять значительное внимание проблемам психологической помощи, коррекции нарушений в поведении и развитии, основной акцент необходимо делать на нормальное развитие, на возможность практической психологии содействовать полноценному развитию ребенка на каждом возрастном этапе онтогенеза [18].
Если на одной из возрастных ступеней происходит сбой, нарушаются нормальные условия развития ребенка, в последующие периоды основное внимание и усилия взрослых вынуждены будут сосредоточиться на коррекции. Необходимо понимать, каким образом должна быть организована жизнь ребенка, чтобы все новообразования могли быть сформированы и реализованы в полной мере, что способствовало бы его дальнейшему прогрессивному развитию [14].
Развитие эмоциональной и перцептивной сферы у детей с нарушениями речи способствует речевому развитию и является важнейшим фактором в исправлении нарушений. Ведь развитие ребёнка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний [21].
Развитие эмоциональной и перцептивной сферы у детей с нарушениями речи подразумевает обучение умению общаться, повышению уверенности в себе, овладению навыками саморегуляции, с целью умения адаптироваться в оказавшейся среде, как в школе, так и затем во взрослой жизни [23].
Цель работы: изучение теоретических аспектов специфики эмоционального развития и перцептивной чувствительности у детей дошкольного возраста с речевой патологией.
Объект исследования: эмоциональная и перцептивная сфера детей.
Предмет исследования: особенности эмоционального развития и перцептивной чувствительности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей с нарушением речи имеются качественные специфические особенности эмоционального развития и перцептивной чувствительности по сравнению со сверстниками без речевого недоразвития.
Задачи исследования:
1) Изучить научную и методическую литературу о понятиях «эмоция» и «перцептивная чувствительность», о развитии эмоций у дошкольников в онтогенезе и дизонтогенезе речевой деятельности.
2) Описать диагностики эмоционально-чувствительной сферы и подобрать одну из них для детей с речевой патологией.
3) Сформулировать теоретические выводы по вышеизложенным двум задачам.
Методы исследования: организационные (сравнительный), интерпретационные.
Методологическую основу работы составили труды Ильина Е.П., Маклакова А.Г., Ткаченко Б.И. и другие.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Во введении представлены предмет и объект исследования, поставлены цели и задачи работы.
В главе 1 «Научно-теоретические основы эмоционального развития перцептивной чувствительности детей с речевыми отклонениями» раскрывается сущность понятий «эмоция» и «перцептивная чувствительность», а также развитие эмоций у дошкольников в онтогенезе.
В главе 2 описывается диагностика эмоционально-чувствительной сферы у дошкольников с нарушениями речи и ее основы.
В заключении сделаны теоретические выводы по двум главам работы.
Список литературы включает 28 библиографических источника.
Глава 1. Научно-теоретические основы развития эмоций и перцептивной
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.